Виталий Моссорети: В нашем деле важна точность 1 марта служба криминалистики МВД России отметила 105 лет со дня образования. По случаю профессионального праздника мы заглянули к экспертам-криминалистам отдела МВД России по Пограничному округу.
Кто такой эксперт?
В отделе трудятся два государственных эксперта. Службой руководит Виталий Моссорети, он в профессии более 20 лет. Три года работает Алина Ли – она специализируется на работе с запрещенными веществами.
Эксперты занимаются осмотром места происшествия, проводят экспертизу следов и улик, восстанавливают картину преступления, формируют заключения, которые помогают следователям. Они проводят дактилоскопические, баллистические, трасологические, почерковедческие экспертизы, экспертизу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Сотрудники работают с отпечатками пальцев, следами взлома, проверяют оружие на исправность, определяют подлинность документов и многое другое.
Как отмечает Виталий Моссорети, эксперт – квалифицированный специалист, за плечами у которого подчас не одно высшее образование. Так, сам Виталий Валентинович имеет два высших – инженерное и юридическое. У Алины Федоровны высшее медицинское образование. Эксперты своевременно проходят аттестацию и повышают квалификацию. Раз в пять лет они подтверждают свой профессиональный уровень: обычно для этого нужно выполнить сложную экспертизу и отправить ее на проверку рецензору.
– Каждая экспертиза – маленький научный труд, – говорит Виталий Валентинович. – Заключение эксперта является одним из основных доказательств в суде. А за дачу заведомо ложного заключения он несет уголовную ответственность. Поэтому эксперт независим – ни суд, ни следствие, ни дознание не имеют права вмешиваться в формирование наших выводов или устанавливать время проведения экспертизы.
Написание заключения занимает не менее шести часов и зависит от сложности экспертизы. В этом деле важна скрупулезность, точность. Если же следствию требуется оперативный ответ, эксперт может провести исследование и дать предварительное заключение.
Остаться незамеченным невозможно
Эксперты привлекаются только к расследованиям по тяжким статьям, когда важно выяснить конкретные обстоятельства случившегося. На место происшествия они выезжают в составе следственно-оперативной группы. Если требуется работа кинолога, то первым на место заходит служебная собака. Если же собака не используется, то сначала место происшествия осматривает эксперт.
– Первым делом изучаем место происшествия в целом, – рассказывает Алина Ли. – Если это, например, была кража, выясняем, откуда мог зайти преступник, какие были пути отхода, смотрим, есть ли видимые следы взлома на замках. Когда понятны обстоятельства, начинается поиск вещественных доказательств. Например, изымается замок для последующей трасологической экспертизы. С помощью дактилоскопических порошков обрабатываются поверхности, предметы, которых мог касаться преступник, это необходимо, чтобы изъять следы рук. Следы изымаются по максимуму – пальцев, обу-ви, орудия взлома, крови. Для каждого следа существует определенная методика изъятия. Весь процесс мы фиксируем на фотоаппарат, а также действия эксперта описываются в протоколе осмотра места происшествия, который ведет следователь.
– Со стороны действия эксперта могут выглядеть непонятно, – поясняет Виталий Моссорети. – Он делает нелепые движения, пытается куда-то пролезть, вот он уже что-то потащил, откручивает... Испачкал всю машину порошком – для чего? Тем временем изъятие следов с места происшествия – одна из важнейших стадий нашей работы, все нужно сделать по правилам, чтобы в дальнейшем иметь возможность качественно обработать результаты и дать нужные ответы следствию, суду.
После осмотра места происшествия эксперт возвращается в кабинет и обрабатывает изъятые следы, изображения. В распоряжении у него имеется микроскоп для изучения мелких деталей и химические препараты для работы с веществами. В остальном же большая часть работы проходит на компьютере, с помощью которого эксперт составляет заключение.
– В современном мире невозможно остаться незамеченным, – утверждает Виталий Моссорети. – Сейчас на преступление идет либо человек далеко не умный, либо преступление совершается спонтанно. Современные методики осмотра места происшествия, техника, имеющаяся у нас, позволяют чуть ли не в дежурные сутки раскрыть практически любое преступление.
Как отмечает В. Моссорети, с каждым годом материально-техническое состояние улучшается. Появляется много нового оборудования, техники, которая помогает в работе. Криминалистические чемоданы содержат все необходимое для осмотра места происшествия, например, фонарики с ультрафиолетом и различные порошки. За 20 лет работы заметно увеличилась отчетность, но и это, по мнению Виталия Валентиновича, дело нужное – пусть на заполнение и уходит много времени, зато потом можно в считанные секунды поднять всю информацию по преступлению прошлых лет.
Работа экспертов проходит в разных условиях – порой связана с осмотром места убийства, столкновением с не самыми светлыми сторонами человеческой личности. Но порой бывают и весьма курьезные ситуации.
– Помню кражу из магазина, – рассказывает Виталий Валентинович. – Жулик залез в магазин. Он был невысокого роста, поэтому взял стул, чтобы дотянуться до дорогих алкогольных напитков. При этом уронил несколько бутылок и не заметил, как из внутреннего кармана его куртки выпал паспорт. Вот это было забавно – найти под стулом паспорт! Пришел воровать и оставил документы.
Случается, что люди пытаются обмануть полицию, например, имитируют квартирную кражу или взлом. На памяти В. Моссорети было и такое. В одном гараже хранилось имущество нескольких человек, один из них обокрал своих товарищей и заявил о краже в полицию. Ложь выяснилась в ходе экспертизы замка – было ясно, что он открывался родным ключом.
– Если вдруг в отношении вас совершено преступление, не надо ничего трогать на месте происшествия, – советует Виталий Моссорети. – Бывает, у человека что-то украли, а он порядок наводит, убирается с мыслью, что к нему же люди придут. Тем самым он помогает преступнику. Эксперту важно, чтобы на месте происшествия все оставалось в неизменном виде.
Свою работу любят
Виталий Моссорети отмечает, что в профессии ему больше всего нравится видеть положительный результат своей работы, когда экспертиза помогла следствию вернуть похищенное, распознать преступника, разобраться в обстоятельствах произошедшего. Есть в ней и азарт – интересно искать следы, зная, что преступник старался их не оставить.
– Мне в профессии нравится разнообразие, – делится Алина Ли. – Каждая экспертиза, каждое место происшествия уникальны. Невозможно заранее предугадать, что тебя ждет, ориентироваться нужно на месте. Приятно, что от нашей работы есть польза – мы помогаем людям.
В. Моссорети отметил, что радует и то, что рядом дружный коллектив, в котором каждый трудится на общее дело.
Вне работы оба эксперта любят куда-нибудь выезжать. Алине Ли нравится ездить в город, чтобы отдохнуть и развеяться, а дома она занимается рукоделием – плетет сумки из бисера, вышивает. Виталий Моссорети предпочитает проводить время с домочадцами – он женат, воспитывает двух детей-подростков.
– По возможности стараюсь выбраться на рыбалку, на природу, – делится Виталий. – Думаю так: люди за тяжкие преступления в четырех стенах сидят, а мы по доброй воле всю неделю. Поэтому тянет на свежий воздух – на речку, в сопки.
Юлия Стрижекозина.
Фото автора.
На снимке: В чемодане криминалистов Алины Ли и Виталия Моссорети есть все необходимое для работы на месте происшествия.