Быть первыми во всем Педагоги Приграничья обменялись опытом на конкурсе профессионального мастерства «Учитель года». Имя победителя было объявлено в торжественной обстановке во время подведения итогов Года педагога и наставника. Им стала Ирина Жалнина, учитель физики, математики, директор ПСОШ № 2.
Как проходил конкурс?
Конкурс «Учитель года» в нашем округе проводится ежегодно. В этот раз в нем, помимо Ирины Жалниной, приняли участие еще четверо педагогов. Школу с. Богуславка представляла учитель русского языка и литературы Татьяна Музыченко, школу с. Барано-Оренбургского – учитель физкультуры Елена Варфоломеева, Сергеевскую СОШ – учитель физики Людмила Войтко, ПСОШ № 1
– учитель технологии, ОБЖ Мария Громова.
Учителя померялись профессиональным мастерством в трех непростых испытаниях. Их оценивало экспертное жюри из числа педагогов - победителей конкурса «Учитель года» прошлых лет. Всего можно было набрать 130 баллов, при этом выше всех оценивался самый показательный этап – урок.
Педагоги проводили открытые занятия по своему предмету в других школах, а жюри наблюдало за их работой. Это всегда волнительное мероприятие для учителя, ведь он не знает индивидуальных способностей детей, а нужно подготовить материал так, чтобы образовательный эффект был достигнут в любом случае.
– Я давно мечтала провести урок в другой школе, – поделилась Елена Варфоломеева. – Свои ученики на то и свои, что мы уже привыкли друг к другу. Задавалась вопросами: «А поймут ли меня другие дети? Состоялась ли я как учитель?» Открытый урок был доказательством, что мне все удалось в профессиональном плане. Получила удовольствие от занятия.
Вторым этапом конкурса стал мастер-класс, во время которого педагоги делились друг с другом методическими наработками.
– Я демонстрировала наработки, которые помогают в успешной сдаче экзаменов, – рассказала Ирина Жалнина. – Например, на экзамене есть задачи с объемными фигурами. Не всем детям удается представлять их по чертежам. Тогда я сделала разборную фигуру с помощью шпажек и клея-пистолета, чтобы ребята могли наглядно видеть, как это работает. Действительно, это дало результат – на экзамене с заданием справились все дети.
Вторая разработка – обучение критическому мышлению на уроках физики. Я учу ребят вдумчиво читать задания и анализировать их, так как иногда уже в самом задании можно найти ответ. И третий опыт – использование оборудования «Точка роста» для проверки своих умений. Сначала ребята делают вычисления в уме, а затем проверяют себя с помощью вольтметра, амперметра и т.д. Так им интереснее.
За круглым столом говорили о важном
Завершились конкурсные испытания пресс-конференцией «Вопрос Учителю года». На этом этапе педагогам нужно было отвечать на вопросы, присланные их коллегами, учениками и их родителями. Несколько вопросов подготовила и редакция «ВП».
Конкурсанты и члены жюри собрались за круглым столом в зале заседаний администрации округа. Вопросы для педагогов были записаны на видео. Первым прозвучал вопрос от учителя географии школы с. Богуславка Инны Барабаш, которая боролась за звание «Учитель года» в прошлом году. Она спросила у коллег, что для них значит участие в конкурсе. Педагоги сошлись во мнении, что своей активностью и смелостью они показывают пример ученикам, получают оценку коллег и ценный опыт.
Поразмышляли педагоги о главной цели в образовательном процессе. Для Марии Громовой, как учителя ОБЖ, это качественное обучение детей своему предмету, чтобы правила безопасности они могли применять на практике. У Елены Варфоломеевой в приоритете воспитание здорового поколения. Татьяна Музыченко считает главным передачу опыта подрастающему поколению, чтобы ребята смогли реализовать себя в будущем. Для Людмилы Войтко важно прививать детям любовь к предмету и выстраивать работу так, чтобы помогать, а не вредить.
– Моя цель – качественно учить детей, чтобы полученные знания пригодились им при дальнейшем обучении и в жизни, – поделилась Ирина Жалнина. – Но не менее важна и воспитательная составляющая. Умным быть хорошо, но главное – всегда нужно быть человеком.
Сразу несколько вопросов пресс-конференции было посвящено роли воспитания в образовательном процессе. Например, педагоги обсудили, какой воспитательный эффект есть у государственных экзаменов. Они подчеркнули, что подготовка к ним развивает у ребят самостоятельность, ответственность перед собой, родителями, педагогами, теми, кто будет находиться с ними в аудитории.
Поразмышляли педагоги о ценности домашнего задания в современной школе, развитии индивидуальных способностей учеников и многом другом. Конкурсное испытание гармонично завершилось вопросом «На что не нужно обращать внимание, чтобы не уйти из профессии в первый год?», который задала Екатерина Лобачева, будущий учитель, воспитанница педагогического класса Барано-Оренбургской СОШ.
Педагоги с удовольствием вспоминали свои первые годы в школе. Конечно, у каждого бывали разные истории, ведь они работают с детьми, которые порой не прочь устроить шалости – просидеть на подоконнике весь урок, налить воды на стул или стереть задание с доски. Учителя были единодушны в том, что эти мелочи не нужно принимать близко к сердцу, ведь все это забывается. Также они посоветовали не придавать большого значения критике родителей и плохим отметкам учеников – важно просто методично делать свою работу, совершенствовать ее и не стесняться обращаться за помощью к старшим коллегам.
Юлия Стрижекозина.
Фото автора.
На снимке: Учителей чествовали в торжественной обстановке.