Звуки разные важны За последние годы значительно возросло число детей с нарушениями в развитии речи. С чем это связано и как оказать своевременную логопедическую помощь, нам рассказала специалист центра дополнительного образования логопед Ольга Васильевна Канделя.
– Ольга Васильевна, насколько востребована работа логопеда?
– Тенденция в сторону увеличения различных речевых проблем у детей сейчас очень заметна. Я и моя коллега Екатерина Алексеевна Бадак вместе с психологами Лидией Николаевной Игнатенко и Александром Петровичем Бадаком провели обследование речи воспитанников подготовительной группы д/с № 4 «Солнышко». Результат показал, что у 58% из них не сформировано правильное звукопроизношение, 11 детей из 19 с серьезным недоразвитием речи. Без работы нам сидеть не приходится, в будущем планируем открыть логопедическую школу родителей. – Стоит ли тревожиться, если ребенок не выговаривает один или несколько звуков?
– Многие родители не замечают неправильного произношения у детей, потому что слышат их речь ежедневно. Нередко они относятся к этому спокойно, надеясь, что с возрастом «само пройдет». Однако вовремя не поставленные звуки тормозят развитие устной, а в дальнейшем и письменной речи. Если в речи полностью отсутствуют некоторые звуки, то с началом школьного обучения ребенок зачастую с трудом овладевает грамотой, пишет со стойкими, специфическими ошибками, не успевает за темпом класса и очень скоро попадает в разряд неуспевающих. – Каковы возрастные рамки постановки звуков?
– В три года ребенок должен правильно произносить звуки «с», «с’», «з», «з’», «ц». В четыре-пять лет – «ш», «ж», «ч», «щ», в пять – «л», в шесть – «р».
Первоклассник должен правильно произносить все звуки родного языка в словах, во фразовой речи, не пропускать звуки, не искажать их и не заменять другими.
Не забывайте, что звуки речи нуждаются в длительной автоматизации, закреплении произношения. Поэтому, чем раньше вы обнаружите неправильное произношение звука и обратитесь за помощью к логопеду, тем быстрее устраните этот недостаток до начала школьного обучения. Сформировать правильное произношение звуков также помогают такие специалисты, как психолог, психоневролог, ортодонт и стоматолог. – Как проходят ваши занятия?
– В зависимости от нарушения речи они могут проходить как под моим присмотром, так и дистанционно. Ребенок получает задания и выполняет их дома с родителями. В ряде случаев этого вполне достаточно, чтобы поставить недостающие звуки.
На занятиях мы активно применяем приемы нейростимуляции, активизирующие работу обоих полушарий головного мозга. Эти упражнения создают новые нейронные связи и тем самым помогают ребенку заговорить.
На базе детского сада № 2, где проходят наши занятия, большой набор логопедических игр, тренажеров. Много игрушек для развития мелкой моторики и слуха. Особенно детки любят сухой бассейн с разноцветными шариками. Все это и многое другое мы используем на своих занятиях. – Что является причиной нарушений в речи?
– Доказано, что в основном они являются следствием неправильного речевого воспитания. Родители, находясь рядом с детьми, все время должны разговаривать с ними, не сюсюкать, не искажать свою речь, подражая детской. Полезно вместе с ребенком слушать звуки природы, животных, давать ему погремушку или детский барабан – все это развивает его фонематический слух.
Обязательно читайте детям книги и объясняйте то, что прочитали. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже очень хорошей, книжки будет бесполезным занятием. – Какое влияние на речь оказывают гаджеты?
– Однозначно – негативное. Они снижают мотивацию детей к разговорам. Для того чтобы речь развивалась, необходимо двустороннее общение: к ребенку обратились – он ответил.
Людмила Джошкун.
Фото автора.
На снимке: Упражнение «болтушка» помогает поставить звук «р».