Что ждет станцию Гродеково? В повестку очередного заседания думы округа был добавлен вопрос, ранее в нее не входивший. Но острота проблемы заставила депутатов рассмотреть обращение в их адрес предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью в сфере железнодорожных перевозок.
Как стало известно, предприниматели получили срочное письмо из министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края «О рассмотрении и согласовании (несогласовании) закрытия железнодорожной станции Гродеково по §1 Тарифного руководства № 4». Объединившись, они составили письмо, в котором высказались резко против такой перспективы. Также были разосланы письма и в другие инстанции, в том числе и в думу округа.
В обращении к думе 19 предпринимателей, подписавших письмо, убедительно просили не оставаться в стороне. Они информировали, что новшество «идет в обход местного населения, без учета их потребностей и перспектив, нарушая добрососедские отношения с соседним государством». Предприниматели утверждают, что грядет потеря рабочих мест в их организациях, сократятся штат железнодорожников и объемы грузопереработки, последует понижение классности станции, сокращение количества госслужащих в контролирующих органах.
Конечно, первое впечатление от письма однозначное и негативное – грядет закрытие станции, а его допустить никак нельзя! Градус эмоций повышается – как так, кому в голову пришла идея закрыть градообразующее предприятие, перспективную международную станцию, перевозящую 12 миллионов тонн грузов? Сразу же вспоминаются закрытия других предприятий и организаций, которые мы с вами пережили в минувшие десятилетия. Взять ту же Гродековскую таможню, родильное отделение ЦРБ и другие. Возможно, кому-то от этой оптимизации становилось лучше, но не жителям Приграничья.
Но, если убрать эмоции, приходит понимание, что вырывать из контекста письма выражение «закрытие железнодорожной станции» нельзя, потому что речь идет о «закрытии по §1 Тарифного руководства № 4». Так о чем идет речь, если перевести с канцелярского языка на простой русский? И из-за чего сыр-бор?
Чтобы разобраться в проблеме, председателем думы Т. Сайгиновой была проделана большая работа. Как рассказала Татьяна Сайгинова коллегам на заседании, были изучены документы по теме, сделаны звонки в министерство транспорта правительства Приморского края, дирекцию международных транспортных коридоров, в Хабаровск к руководству филиала железной дороги и другие инстанции. И все, с кем удалось поговорить, заверяли, как отметила Т. Сайгинова, что речи о закрытии станции не идет.
Ситуацию разъяснил также принявший участие в заседании думы заместитель начальника станции Максим Архипов:
– В ближайшее время импорт грузов из КНР должен вырасти минимум в два раза. Такую серьезную задачу ставит президент России. Сделать это возможно только с помощью изменений. Закрытие станции планируется по первому параграфу Тарифного руководства. Проще говоря, это касается только выдачи груза на местах общего пользования. Все остальное остается на своем месте.
Станция Гродеково – международная. Стандарты железнодорожной колеи Китая и России отличаются. Если российская составляет 1520 мм в ширину, то у китайской это 1435 мм. Разные размеры путей не позволяют поездам проходить с обеих сторон. Импортные товары на железнодорожную станцию Гродеково поступают по железнодорожной колее шириной 1435 мм, затем, после таможенного оформления, импортный груз выгружается из китайских вагонов на местах общего пользования. После этого, получив разрешение таможни, загружается в широкие вагоны ОАО «РЖД» и далее следует вглубь России до конечного потребителя.
Чтобы не устраивать склад на колесах, РЖД выдвинула предложение – чтобы груз, который идет транзитом до станции Гродеково, прибывал сюда на пути необщего пользования, перегружался напрямую с вагона на вагон, проходил оформление и отправлялся по месту назначения. В этом случае исключается выгрузка на землю. Экономия времени и финансов колоссальная!
Что касается грузов в адрес Пограничного на нужды округа или в адрес Приморского края, то в Тарифном руководстве есть параграф 2, который гласит, что грузы, как и раньше, будут прибывать в китайских вагонах, затем подаваться на пути необщего пользования, где силами специалистов железной дороги будут выдаваться конечному получателю, но не в вагоны, а в автомобили. Только в этом разница.
То есть ликвидация первого параграфа исключит простои вагонов, улучшит финансовые показатели. Будущее – за транзитом и контейнерными перевозками. Позиция РЖД такая: для Пограничного округа, для Приморского края в целом ничего плохого не произойдет, но железнодорожная станция и транспортные коридоры получат возможность дальнейшего развития.
Проще говоря, для станции закрывается возможность выдачи грузов клиенту напрямую. Что касается предпринимателей, которые осуществляют деятельность по заказу порожних вагонов, занимаются выгрузкой и загрузкой грузов, то на них исключение первого параграфа скажется однозначно.
После выступления М. Архипов ответил на вопросы депутатов, которых было немало. Например, интересовало их сокращение штатов, понижение классности станции, как будет подаваться уголь для Пограничного?
На это Максим Андреевич ответил, что сокращения не будет, работники будут заняты, классность станции, возможно, изменится, есть перспектива, что она в будущем вернет статус структурного подразделения Дальневосточной железной дороги. Что касается угля для Пограничного, это будет проходить по §2: он будет подаваться в полувагонах на места необщего пользования и выгружаться.
Волновало депутатов и отдаленное влияние закрытия станции по §1 и связанное с этим увеличение движения на работу переездов. Не получится ли так, что придется нам стоять перед переездом часами?
– Да, мы планируем увеличение грузопотока, – отметил М. Архипов. – Но через переезд движение не увеличится. Три контейнерные площадки намерены организовать. Две из них в районе МЧ (с удлинением путей под перегруз) и на станции Гродеково-2.
В результате депутаты пришли к решению направить письмо в адрес министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края. А также изучить вопрос закрытия железнодорожного переезда, который произошел несколько лет назад.