Когда наставник увлечен 2023 год указом президента РФ объявлен Годом педагога и наставника. В школах Приграничья уже несколько лет действует целевая модель наставничества. Какой это дает результат? Наставник.. Кто он такой? Об этом наша беседа с Еленой Шахудиной, заместителем директора Барано-Оренбургской школы по воспитательной работе.
Справка "ВП"
Елена Шахудина – наставник регионального отделения российского движения детей и молодежи «Движение первых», член Ассоциации наставничества Приморского края, победитель муниципального конкурса «Лучшие практики наставничества». Входит в число лучших наставников края по рейтингу Приморского краевого института развития образования.
– Елена Сергеевна, что такое наставничество в образовательном учреждении?
– Это передача опыта на добровольных началах. Она может идти в нескольких формах: учитель – учитель, учитель – ученик, ученик – ученик. При этом необязательно, чтобы наставником был старший по возрасту человек. Например, молодой педагог может быть наставником старшего коллеги, обучая его работе с современными технологиями.
– Расскажите подробнее о форме «учитель – ученик». Чем она отличается от обычной работы педагога с детьми?
– Наставничество выходит за рамки работы. Например, занятия с командой КВН, развитие волонтерского движения в школе и участие в муниципальных мероприятиях входят в обязанности заместителя директора по воспитательной работе и не считаются наставничеством. Но в нашей школе мы идем дальше.
С командой КВН мы занимаемся еженедельно по субботам. Дети осваивают все стороны этой увлекательной игры, учатся быть сценаристами, актерами, костюмерами. А главное, показывают хороший результат на краевом уровне. В апреле ребята заняли третье место в открытой Уссурийской школьной лиге КВН, в мае стали победителями в номинации «Открытие года» в юниор-лиге КВН Приморского края.
То же самое можно сказать и про волонтерское движение «Юность». Одно из немногих в крае оно получило статус юридического лица. Это позволяет нам официально проводить акции, к которым могут присоединиться желающие из других муниципалитетов края или даже других регионов страны.
– А как развивается наставничество среди учеников?
– Второй год работает «Кадровая школа», благодаря которой лидеры ученического самоуправления готовят себе смену. О школе ребята рассказывали весной на краевом фестивале наставнических практик и стали победителями в номинации «Дети учат детей».
Центры ученического самоуправления в каждой школе называются по-разному. Где-то это совет старшеклассников, а у нас школьное объединение классов (ШОК). Оно состоит из нескольких отделов – спортивного, культмассового, учебного, волонтерского, КВН и медиацентра. У каждого есть председатель, его заместители и помощники. Руководит ими председатель школьного объединения классов, сейчас это Леонид Ли.
Еще два года назад наставником председателей отделов была я, теперь же ребята выстраивают работу «Кадровой школы» самостоятельно. Так, нынешнего председателя медиацентра Викторию Авдееву обучала Елизавета Голтаева, окончившая школу в этом году. Вика сейчас учится в десятом классе и уже нашла себе преемницу – восьмиклассницу Анну Пак. Михаил Загорнов сменил на посту капитана команды КВН Дмитрия Трошина. Дима был у Миши наставником, в этом году он окончил школу.
Леонид Ли помогает Виктории Авдеевой и Серафиме Шахудиной вникать в деятельность председателя ШОК. Он учится в одиннадцатом классе, и на следующий год должность председателя будет вакантна. Председатель волонтерского движения «Юность» Елизавета Бачкина - наставник Руслана Дадашева.
Председатели привлекают своих преемников к практическим занятиям, круглым столам, организации различных мероприятий. В первой половине года младшие присматриваются, а во второй уже начинают непосредственно помогать наставникам-председателям. Например, когда Вика обучалась у Лизы, она сначала училась писать посты для соцсетей, постепенно набивая руку, а затем они вели уже полноценную совместную работу. Сейчас Вика легко сменила свою наставницу, будучи уже обученной.
В начале учебного года проходит анкетирование, ученики распределяются в команды по интересам. Дети могут вступить в разные команды, а потом определиться, какое направление им нравится больше. Наставниками выступают старшие ребята.
Расскажу на примере волонтерского движения. К слову, в этом году мы расширили команду, начали набирать детей с третьего класса. На сегодняшний день в рядах волонтеров состоит 89 человек, а общая численность учеников школы – 233.
В октябре ребята навестят пожилых жителей села, дети которых участвуют в СВО, а также педагогов, находящихся на заслуженном отдыхе. Принесут им сладкие подарки, старшие ребята помогут по хозяйству, а младшие будут рассказывать стихи и петь песни.
Так волонтеры постарше познакомят малышей со своей деятельностью. И ребятам помладше будет проще решать, хотят ли они вступить в волонтерское движение.
Это и есть наша «Кадровая школа». При этом моя роль в процессе лишь направляющая. Старшие дети сами организуют свою работу, придумывают мероприятия, пишут посты, занимаются с младшими. Они настолько самостоятельны, что я могу спокойно уехать в недельную командировку, а дети организуют и проведут школьные мероприятия.
– Вы входите в число лучших наставников Приморского края. Как делитесь опытом с коллегами?
– Активно стала делиться опытом в этом году, после победы на весеннем фестивале наставнических практик. Выступала на августовской краевой научно-практической конференции педагогических работников «Суверенное образование в контексте региональной системы воспитания», рассказывала о подготовке кадров и кадрового резерва совета обу-чающихся.
В ноябре поделюсь с коллегами опытом привлечения к школьной жизни ребят с девиантным поведением, социально уязвимых. У нас в школе обучаются дети из социально-реабилитационного центра, которые вступают в ряды волонтеров, КВН. Есть о чем рассказать.
В будущем хотела бы попробовать сетевое наставничество – работать с коллегами в дистанционном формате, а также приезжать друг к другу в школы для обмена опытом.
– Что, по вашему мнению, наставничество дает современной школе?
– В плане работы с детьми оно дает слаженную систему, в которой идет непрерывный обмен опытом. Не надо потом на ходу искать председателей отделов. Они вырастают под руководством более опытных ребят. При этом другие ученики, которые не собираются возглавлять отделы, тоже всегда заняты делом. Они лидеры в своих классах.
Два учителя начальных классов приступили к работе в ПСОШ № 1. Делать первые шаги в профессии им помогают наставники. У Алины Абаевой это Наталья Макушкина, у Анастасии Шиленко – Ирина Бирюкова.
Помогают осваивать профессию
Для Натальи Геннадьевны Макушкиной это второй опыт наставничества. В 2019 году она помогала осваивать профессию педагога Регине Баюн.
– Работа идет по плану, который разрабатывается на год, – поделилась Наталья Геннадьевна. – Вначале мы познакомились с молодыми педагогами, затем поделились с ними советами по учебной деятельности, работе с детьми и родителями, познакомили с режимом школы, различными нюансами, например, заполнением документации. Побывали вместе с ними на родительских собраниях. Сейчас будем посещать уроки, давать рекомендации. Будем представлять свою работу на педсоветах, участвовать в конкурсах и различных мероприятиях.
Трудности у молодых педагогов обычно вызывает налаживание дисциплины на уроке, выстраивание отношений с детьми. Очень важно сделать это правильно, чтобы дальше работа строилась легче. Мы, наставники, всегда готовы поделиться опытом. С молодыми педагогами работать интересно. Они творческие, у них много задумок. Есть и нам чему у них поучиться, ведь они с современной техникой на «ты».
Анастасия Шиленко рассказала, что в ПСОШ № 1 проходила практику, а сейчас рада вернуться в дружный коллектив уже в качестве специалиста.
– Веду первый класс, – поделилась она. – Все дети очень разные, и уровень подготовки к школе тоже разный. Пока что мне бывает тяжело из-за отсутствия опыта. Много времени уходит на подготовку к урокам. Бывает, что ученики конфликтуют друг с другом, приходится помогать им выстраивать отношения. Кстати мне сегодня опыт Ирины Васильевны, она всегда посоветует, и как к урокам правильно подготовиться, и как работать с детьми, к которым требуется особый подход. Прислушиваюсь и к советам Натальи Геннадьевны. С такими наставниками все трудности отступают.
Юлия Стрижекозина.
Фото предоставлено Е. Шахудиной.