Владимир Гаврилов: Строим модель идеальной школы Перед сферой образования в России с каждым годом открывается все больше возможностей
для развития. Есть они не только в городских школах, но и в сельских. О перспективах развития школы в с. Барано-Оренбургском мы поговорили с ее директором Владимиром Васильевичем Гавриловым.
– Владимир Васильевич, как директор какие видите главные направления в своей работе, которые помогают школе совершенствоваться, идти в ногу со временем?
– Модель идеальной школы, к которой мы стремимся, нам дает государственный проект «Школа Минпросвещения России». Он отражает различные направления деятельности, которые нужно развивать: воспитание личности, раскрытие творческого потенциала ребенка, содействие осознанному выбору профессии, сохранение и укрепление здоровья, формирование мотивирующей образовательной среды и благоприятного школьного климата.
Недавно мы проводили самодиагностику школы в рамках этого проекта, чтобы определить сильные и слабые стороны. У нас есть база по всем направлениям и понимание, куда двигаться дальше. Так, например, перед школой стоит задача обеспечить творческое развитие учеников. Для этого есть ряд творческих объединений – театр, хор, медиацентр. Хорошо развито ученическое самоуправление, наставничество. В феврале в нашей школе было открыто первое в Пограничном округе отделение Российского движения детей и молодежи «Движение первых».
Есть задача сформировать благоприятное психологическое пространство и для обу-чающихся, и в педагогическом коллективе. Поможет в этом педагог-психолог Анна Николаенко, которая приступит к работе в новом учебном году.
Будем развивать инклюзивное образовательное пространство, профильное обучение, дополнительное образование. Хорошая перспектива – развитие профессионального образования.
– Расскажите об этом подробнее.
– Во время обучения в школе ребенок может осваивать специальность и в колледже, и к окончанию школы у него уже будет, например, профессия сварщика. Такая идея у нас была давно. Она нашла поддержку у министра образования Приморского края Эльвиры Шамоновой, которая побывала в школе в июне.
Школа уже заключила договоры с Уссурийским агропромышленным колледжем, Дальневосточным техническим и Дальневосточным автомобильно-техническим колледжами. С 1 сентября начнем тесно сотрудничать.
Дети смогут осваивать такие профессии, как помощник ветеринарного врача, столяр, плотник, сварщик, слесарь, повар. Какие-то специальности будут доступны с 8-го класса, какие-то позже.
Обучение будет длиться год. В результате ребенок получит свидетельство или удостоверение. За несколько лет, конечно, можно будет освоить несколько профессий. Быть может, дети не станут за это время уверенными профессионалами, но они получат хорошую практическую базу. Представители колледжей будут приезжать в школу с уроками, а дети периодически ездить в колледжи для практических занятий.
– А что насчет дополнительного образования?
– Будем продолжать развитие спортивного направления. Подспорье для этого – отремонтированный спортзал. Там тепло, светло, комфортные раздевалки, душевые. Закупили дополнительное оборудование – баскетбольные щиты, силовые тренажеры, гимнастические маты и т.д. Хорошо, когда детям есть чем заняться. Те, кто раньше на лавке сидел, теперь проводят время за тренировками.
Хотелось бы больше современных и разнообразных кружков и секций – не только спортивных, но и творческих, интеллектуальных. Наше дополнительное образование сейчас во многом представлено рукоделием – вышиванием, бисероплетением, вязанием. Это хорошие направления, но далеко не для всех. А дальше этого мы часто не уходим. Робототехника есть, но платная. У детей должен быть выбор, сейчас же он невелик.
– Расскажите о педагогическом коллективе. Насколько он профессионален?
– Коллектив работоспособный и молодой. На данный момент в нем 14 человек. Это 11 учителей и три внутренних совместителя – я и два моих заместителя. Один педагог имеет высшую квалификационную категорию, пятеро – первую. Учитель физкультуры Елена Варфоломеева награждена грамотой Министерства просвещения РФ, а учитель русского языка и литературы Елена Мазур и заместитель директора по воспитательной работе учитель математики и информатики Елена Шахудина – благодарственными письмами Минпросвещения РФ.
Учителя непрерывно повышают свою квалификацию, чтобы быть в курсе всех изменений в системе образования, участвуют в конкурсах профессионального мастерства. В прошедшем учебном году Елена Мазур стала победителем муниципального конкурса «Учитель года» и приняла участие в региональном этапе конкурса «Учитель года России». Елена Мазур и Ольга Калиночкина стали призерами регионального этапа всероссийской олимпиады учителей русского языка «Хранители русского языка».
Елена Шахудина – победитель всероссийского конкурса «Навигаторы детства 3.0», который проводился в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Она одержала победу в муниципальном конкурсе «Лучшие практики наставничества среди педагогов и обучающихся образовательных организаций Пограничного округа» и поделилась своим опытом на краевом фестивале наставнических практик в этом году.
Хотелось бы отметить, что наш коллектив полностью укомплектованный. Недавно его пополнила молодой учитель русского языка и литературы Екатерина Петухова. Мы в школе придерживаемся принципа – опытные кадры надо беречь, но и молодым давать дорогу.
– Какие задачи поставите перед коллективом в новом учебном году?
– Одна из главных задач – создание благоприятной обстановки для воспитания и обучения. Нацеливаю коллектив мотивировать детей к учебе, чтобы они сами просились на урок, а не приходилось загонять их туда из-под палки. В этом направлении от педагогов и руководства школы зависит многое. Поколения меняются, дети растут, подход к ребенку нужно находить ежедневно.
Есть над чем работать, но мы стремимся повышать качество образования. Я против того, чтобы дети обращались за дополнительными знаниями к репетиторам. В образовательных программах заложено достаточно для полноценного обу-
чения, и школа должна дать ребенку все необходимое.
Лучшие результаты достигаются, когда мы работаем в треугольнике «Ученик – родитель – учитель». Родители наших ребят в большинстве отзывчивые и неравнодушные. Чего стоит ситуация, когда в Уссурийск на игру КВН на одном автобусе едет команда, а на другом – родители для поддержки. И так всегда.
– Как обновилась школа за последние десять лет?
– В ней нет такого места, где бы что-то не обновилось. Все это благодаря поддержке администрации Пограничного округа, правительства Приморского края. У школы новое ограждение, отремонтирована кровля, в 2018 году все окна были заменены на пластиковые. Капитально отремонтирован спортзал. Поступило много оборудования в пищеблок. Обновилось оснащение кабинетов. Интерактивные доски, с которыми раньше работало только среднее звено, теперь устанавливаем и в начальной школе.
В планах на 2024 год установить кондиционеры, провести косметический ремонт. В следующем году в рамках краевой программы модернизации школ будут заменены пожарная сигнализация, системы отопления, водоснабжения, водоотведения. Ждет ремонта фасад здания. Проектно-сметная документация готова, остается только получить финансирование в 2024 году, и за лето все будет сделано.
Школа меняется и изнутри. В воспитательной работе сейчас ярко выделилось патриотическое направление. Здорово, что ему уделяется большое внимание со стороны государства. Мы, в свою очередь, делаем все возможное, чтобы воспитывать учеников патриотами своей Родины.
Хорошо, что появились новые учебники по истории России и Приморского края. Дети должны понимать, где они живут, на какой реке расположено село, как образовался наш край, кто его заселял, какие тут происходили события.
– Какие еще перемены ждут школу в новом учебном году?
– Откроется центр «Точка роста». Уже подготовлены два кабинета с косметическим ремонтом и новой мебелью, остается только установить в них оборудование – компьютеры и цифровые лаборатории. Педагоги прошли дополнительное обучение и готовы применять на уроках современные технологии.
Еще раньше мы закупили пять комплектов для занятий робототехникой с детьми разного возраста и специальный стол для работы с роботами. Все это запустим в новом учебном году.
– А чем вам запомнился прошедший учебный год?
– Достижениями наших учеников. Их было немало. Дети активно участвуют и побеждают в конкурсах, мероприятиях спортивной, художественной, интеллектуальной направленностей. У нас талантливые дзюдоисты, робототехники, художники, интеллектуалы, волонтеры. Каждый раскрывается по-своему, а мы радуемся их успехам.
Семиклассница Анна Мазур стала победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии и представила Приморский край в заключительном этапе, который прошел в Сочи.
Две ученицы, Екатерина Лобачева и Виктория Авдеева, стали губернаторскими стипендиатами.
Гордимся победой выпускницы Елизаветы Голтаевой в муниципальном конкурсе «Ученик года». Дмитрий Трошин, Елизавета Голтаева и Леонид Ли – победители краевого конкурса наставнических практик «Формула успеха - 2023». Большие успехи у школьной команды КВН «Дебош». Ребята дошли до полуфинала Приморской юниор-лиги КВН и победили в номинации «Открытие фестиваля».
Отлично выступали и наши спортсмены. Команда школы заняла третье место в муниципальном этапе зимнего фестиваля «Вперед ВФСК ГТО». А Дмитрий Трошин позднее занял восьмое место в краевом этапе.