Инна Барабаш: Время меняет нас к лучшему Инна Александровна Барабаш в юности водила трактор по полям школьной бригады, собиралась стать моряком, путешествовать, но вот уже 35 лет преподает географию в сельской школе в родной Богуславке. И о своем выборе не жалеет. Об этом наше с ней интервью.
– Инна Александровна, чем вас привлек именно этот предмет – география?
– Повзрослела – ушли мечты о море, решила стать учителем, но не сразу географии. Хотела поступать на биохимический факультет в уссурийский пединститут, побоялась, что не сдам физику, и поступила в Комсомольске-на-Амуре в пединститут на естественно-географический факультет.
К географии я всегда относилась и отношусь с большим уважением. Это важная наука. Она дает представление о развитии нашей планеты, помогает понять взаимодействие человека и природы, учит, как правильно вести хозяйственную деятельность. Мы должны знать, что все проблемы человечества, в том числе экологические, создает сам человек, и уметь предотвращать их.
География дает нам информацию о народах. Мы все разные, кто-то беленький, кто-то черненький, у нас разные культура, еда, обычаи, но мы живем на одной планете. Еще один аргумент в пользу географии – это то, что в новом учебном году ее вновь будут преподавать в 10-11-х классах. Последние два года вместо нее преподавали астрономию. – В чем видите главное предназначение учителя?
– Не просто давать знания ребятам, а помочь им найти себя, свое применение в современном мире. Если наш ученик стал успешным, благополучным человеком, который приносит пользу обществу, значит мы хорошо позаботились о надежном будущем нашего общества. – Инна Александровна, а на ваш взгляд, какие возможности сегодня у сельской школы, в частности у вашей, для развития учеников?
– Когда наши ребята приезжают на творческий конкурс среди школ округа, они могут проиграть, трудно соперничать с теми, кто учится музыке, пению, танцам в школе искусств. В остальном у наших ребят хорошие условия для того, чтобы быть успешными, ведь школа идет в ногу со временем. Во многом способствует самообразованию, приобретению новых знаний дистанционное обучение. Можно учиться многому, только не ленись.
В 2019 году наша школа вступила в Российское движение детей и молодежи (РДДМ). Оно состоит из многих программ по воспитанию и становлению личности. Вот некоторые из них: образование и знания «Учись и познавай», наука и технологии «Дерзай и открывай», труд, профессия и свое дело «Найди призвание». Задача нас, учителей, направить детей, чтобы они определились в этом движении, выбрали направление по своим интересам.
Это движение объединяет школьников, дает возможность участвовать во многих мероприятиях, конкурсах, фестивалях. И не только заочно, но и выезжать на них. А еще РДДМ помогает им найти себя, свое применение в жизни. Например, наша ученица Мария Плотникова с интересом приняла участие в российском конкурсе «Плоды науки». С апреля по ноябрь она наблюдала за развитием яблони. Свои наблюдения отправляла ученым, которые их анализировали, и была рада, что ее помощь пригодилась науке.
Не позволяет нашим ребятам чувствовать себя ущемленными еще один российский проект – «Урок цифры». Этот просветительский проект дает возможность развивать навыки и компетенции в сфере информационных технологий, которые все больше встраиваются в нашу жизнь. Для ребят это уже привычная среда для общения. И они с интересом заходят на сайт этого проекта, слушают лекции, получают знания. Еще один плюс проекта – он профориентационный, знакомит детей с разными профессиями. – Инна Александровна, но сегодня и вам, учителям, приходится повышать свою квалификацию, участвуя в программе «Учитель будущего». Расскажите об этом.
– Время меняет и нас, учителей. Меняет к лучшему. Сегодня учится вся школа, и я в том числе. Если раньше раз в пять лет мы проходили в течение 72 часов курсы по повышению квалификации, и этого было достаточно, то сейчас процесс нашего обучения идет постоянно. Только за прошедший учебный год, например, я прошла четыре курса обучения – и дистанционно, и с выездом во Владивосток в центр непрерывного повышения педагогического мастерства.
Здесь мы разрабатывали программу по своему предмету – географии, конструировали урок: как он должен быть построен, чтобы быть современным, интересным и максимально полезным для ребят. Итоговое тестирование я проходила уже здесь, в своей школе, набрала 68 баллов из 72 возможных. Это хороший результат.
Пять преподавателей нашей школы, и я в том числе, прошли недавно обучение на командных курсах. У нас была задача выстроить программу школы, чтобы она отвечала современным требованиям. Особое внимание уделили треугольнику: дети - родители - учителя. Проанализировали все ситуации, которые возникали в этой плоскости, чтобы дать оценку уровню воспитания учеников, увидеть слабые стороны, чтобы прогнозировать свои дальнейшие действия и четко понимать, над чем надо работать. – К каким выводам пришли?
– Официально выводы будут сделаны позже, но с моей точки зрения, слабое звено – родители. Нужно усиливать их взаимодействие с учителями, требовать от них больше внимания к детям. Сегодня, к сожалению, приходится признавать тот факт, что, бывает, дети остаются без должного внимания родителей. Взрослые не участвуют в становлении их личности. Привели ребенка в школу и полностью на нее полагаются. – Инна Александровна, а что, на ваш взгляд, самое приятное в работе учителя?
– Конечно, успехи учеников. Горжусь Даниилом Омельченко, который, будучи учеником 9-го класса, принял участие в региональном конкурсе «Экология и энергосбережение». Выполнив исследовательскую работу «Как одна семья может повлиять на изменения климата», он занял в нем первое место и стал участником всероссийского этапа. Сегодня он учится в институте.
Даша Бжеленко, наша ученица, не заняла в краевом конкурсе призового места, но заработала отличное поощрение – путевку в лагерь «Океан». Она разработала туристический маршрут по памятникам природы Приграничья, в который вошли и Щучье озеро, и Большое, Сосновая и Грушевая пади, Золотая речка, голубичник и другие.
Лена Евдокимова, ученица Жариковской школы, в которой я тоже преподаю географию, участвовала в метапредметной олимпиаде «Ближе к Дальнему», успешно прошла два заочных тура и стала участником финала. Приятно было слышать от нее слова благодарности за то, что у нее была возможность познакомиться с ребятами разных регионов Дальнего Востока, работать единой командой, приобрести новых друзей.
Хороших результатов наши ребята добиваются в конкурсах, соревнованиях, которые проводит Приморская сельскохозяйственная академия. У нас с ней налажено плодотворное взаимодействие. Уже три года ездим на конкурс «Пусть будет зеленой планета», который проходит в Каменушке, на территории, где академия проводит свои исследования. Последний раз в нем приняли участие 14 команд, и мы чуть-чуть не дотянули до третьего места, заняли четвертое. Но вот уже два сезона наша команда занимает третье место в соревнованиях по занимательной орнитологии – бердингу. – В чем заключается это соревнование?
– Самое главное, затаив дыхание, заметить и сфотографировать как можно больше птиц на территории, где проходят соревнования. Сложно определить их вид. Делаем это с помощью интернета. Чем больше правильных ответов, тем ближе к победе. Детям нравится это занятие. Учитывая это, я уже дважды сама организовывала соревнования по орнитологии, в которых принимали участие ребята богуславской, жариковской и нестеровской школ.
Это мероприятие нам помогает проводить экологический отряд сельскохозяйственной академии «Тис». Первый раз, в декабре, вместе со студентами приезжал преподаватель академии научный сотрудник Д. А. Беляев. Он был главным экспертом соревнований и определял победителей. Второй раз, в апреле, он приехать не смог, поэтому студенты сами провели мероприятие и были экспертами. Каждый раз они делились с ребятами дополнительными знаниями по экологии: как зимой кормить птиц, как уберечь лес от пожара. – Год назад у вас появилась новая ответственная должность. Вы стали руководителем методического объединения учителей географии школ Приграничья. Чем она вам интересна?
– Есть возможность обмениваться опытом не только между нашими учителями, но и с учителями соседних территорий – Хорольской, Ханкайской, Октябрьской, проводить совместные мероприятия, открытые уроки. Такую задачу ставлю перед собой. Пока же в соцсетях создана группа учителей географии школ нашего округа. Активно общаемся и строим конкретные планы на предстоящий учебный год. – Инна Александровна, сегодня актуален вопрос – как поднять престиж профессии учителя. Как бы вы на него ответили?
– Школы сегодня – в центре внимания. Такой вывод делаю, побывав во многих образовательных учреждениях – в Шкотовском округе, Хорольском, в школах нашего округа. Где-то привлекли внимание интерактивные панели, где-то в школы уже пришли центры «Точка роста», где-то только-только создали агрокласс, а он уже укомплектован техникой.
Это правильное направление – оснащение школ современным оборудованием. Такого развития хочется и для нашей богуславской школы, для жариковской, для всех. Потому что это делает работу педагогов интересней, а результат труда – весомей.
Ирина Басюк.
Фото предоставлено И. Барабаш.
На снимке: Снимок на память: участники соревнований по занимательной орнитологии, студенты отряда «Тис», И. А. Барабаш (крайняя справа).