Идти в ногу со временем В учебном процессе каждой школы учитель – главное и незаменимое звено. И это обязывает его идти в ногу со временем, повышать свою квалификацию, развиваться. На решение такой задачи нацелен федеральный проект «Учитель будущего». О том, как он реализуется в системе образования Приграничья, наш разговор с Натальей Владимировной Шичкиной, заведующей учебно-методическим отделом МКУ «Центр обеспечения деятельности муниципальных образовательных организаций Пограничного муниципального округа».
– Наталья Владимировна, для начала расскажите о сути этого проекта.
– Федеральный проект «Учитель будущего» – это составляющая национального проекта «Образование», запущенного еще в 2019 году. Его основная задача – обеспечение вхождения Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству образования.
– Сразу возникает вопрос, а каким образом определяется уровень образования в разных странах?
– С целью определения рейтинга стран по качеству общего образования проводятся международные исследования. Например, российские ученики входят в десятку лидеров среди прочих стран по качеству чтения и понимания текста, а также по качеству математического и естественно-научного образования. А вот по применению в реальной жизни полученных в школе знаний мы отстаем от ведущих стран.
Повысить этот показатель, как и в целом уровень образования, – задача, которая, в первую очередь, возлагается на учителей. Многое в этом вопросе зависит от их профессиональной компетентности.
Проект «Учитель будущего» направлен на внедрение системы профессионального роста педагогических работников. Планируется, что к 2024 году не менее 50% учителей общеобразовательных учреждений пройдут переподготовку.
– Как давно этот проект действует в нашем регионе?
– С 2019 года – с начала его запуска, и уже можем говорить об определенных результатах. Для оказания помощи, необходимой для профессионального развития педагогических работников, во Владивостоке на базе Приморского краевого института развития образования создан Центр непрерывного повышения педагогического мастерства. Он занимается и оценкой профессиональных компетенций учителей, и их профессиональной переподготовкой.
Учителя, как и их ученики, выполняют задания и получают оценку за знание учебного предмета и методику его преподавания. Затем выстраивается индивидуальный образовательный маршрут. Главное для каждого учителя – понять, в чем его проблемы, чтобы затем работать над выявленными профессиональными дефицитами.
В настоящее время более 60% педагогов школ округа прошли диагностику профессиональных дефицитов.
Есть учителя, показавшие высокие результаты и вошедшие в состав регионального методического актива, который оказывает помощь педагогам всего края. Так, в составе актива – учитель русского языка и литературы ПСОШ № 1 Ф. Ф. Вяткина, учитель начальных классов ПСОШ № 1 Н. Г. Макушкина.
– Наталья Владимировна, расскажите, из каких мероприятий строится повышение квалификации?
– Федеральный проект «Учитель будущего» предполагает осуществление непрерывного образования педагогов через обучение по образовательным программам дополнительного профессионального образования, участие их в конференциях, семинарах и т.п.
Большой плюс – дистанционные и заочные курсы. Во время коронавирусной пандемии учителя получили огромный опыт дистанционной работы с учениками. И сейчас они сами свободно обучаются через цифровые образовательные ресурсы.
В этом учебном году все учителя математики прошли повышение квалификации, организованное Приморским институтом развития образования совместно с Московским городским педагогическим университетом. Помимо заочной части, педагоги участвовали и в очных интенсивах.
Хороший результат дает повышение квалификации по программе профессионального развития Академии Минпросвещения России «Школа современного учителя». Это и практические занятия, и консультации, а также лекции известных ученых России и успешных педагогов. Уже прошли обучение и получили удостоверения 19 учителей Приграничья. Еще 40 человек завершают обучение по данной программе.
– Наша газета не один раз писала об участии педагогов из Пограничного округа в конкурсах, которые тоже проходят в рамках проекта «Учитель будущего».
– Конкурсы – хороший ресурс для повышения квалификации, они дают возможность сравнить свои результаты с результатами других педагогов. И зачастую нашим учителям есть чем гордиться. Так, в прошедшем учебном году педагоги Сергеевской школы приняли участие во Всероссийской метапредметной (что означает – по разным предметам) олимпиаде «Команда большой страны». В команду вошли Н. Ю. Захарова, учитель биологии, М. М. Уржумцева, учитель истории, Л. М. Валентова, учитель русского языка и литературы, и Д. С. Колпакова, учитель математики. Педагоги показали отличный результат на региональном этапе и в составе команды Приморского края приняли участие в финальном этапе, который проходил в Москве. Результат достаточно высокий – шестое место.
Еще один яркий пример – Всероссийский конкурс учителей русского языка и литературы. Участвуя в нем, педагог из Барабаш-Левады И. В. Алещенко показала один из лучших результатов в Приморском крае.
Учитель русского языка и литературы Барано-Оренбургской школы Е. Б. Мазур одержала победу на муниципальном этапе и довольно успешно выступила на региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России».
– Еще один ресурс для повышения квалификации педагогов – наставничество. Как он реализуется в наших школах?
– Президент Владимир Путин объявил 2023 год Годом педагога и наставника. Этим самым подчеркивается значимость педагогической профессии и важность такого формирования, как наставничество. Ведь именно талантливый педагог, опытный наставник открывает детям путь к познанию и развитию. Год педагога и наставника – это не только повод поблагодарить педагогов, которые учат наших детей, но и время для профессионального развития, знакомства с новыми практиками и коллегами.
В наших школах, кроме наставничества молодого педагога, применяется опыт, когда за педагогом, имеющим профессиональные дефициты, закрепляется более сильный педагог. Наставник посещает уроки, которые ведет его подшефный, дает советы, делится опытом.
В настоящее время во всех школа существует проблема кадрового дефицита, не хватает молодых педагогов. А школам они очень нужны – креативные, задорные, творческие, понимающие современных учеников, владеющие цифровыми технологиями.
Поэтому сейчас стараемся привлечь внимание старшеклассников к профессии учителя. С этой целью с первого сентября 2022 года в Барано-Оренбургской школе открыт психолого-педагогический класс. С нового учебного года такой класс планируется открыть в ПСОШ № 1. Его задача – знакомить ребят с профессией педагога, выявлять потенциальных учителей.
– Наталья Владимировна, что можете рассказать о центрах образования «Точка роста»?
– Данные центры доказали свою эффективность. «Точки роста» не только значительно облегчают учебный процесс, но и способствуют повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников.
Сегодня в рамках этого проекта в Сергеевской школе, в ПСОШ № 1, ПСОШ № 2 созданы центры образования «Точка роста», оснащенные современным цифровым оборудованием для занятий физикой, химией, биологией и робототехникой. Оборудование также используется для проектно-исследовательской деятельности, раскрывающей индивидуальные таланты детей.
В новом учебном году планируется создать такие центры в Жариковской и Барано-Оренбургской школах. И это тоже движение учителей вперед – к уверенному будущему.
Ирина Басюк.
Фото автора.
На снимке: Учителя Сергеевской школы Лариса Валентова, Диана Минемуллина, Надежда Захарова, Дарья Колпакова (слева направо), принявшие участие во Всероссийской олимпиаде «Команда большой страны».