Первый шаг к профессии Уже год старшеклассники ПСОШ № 1 обучаются в профильных классах - естественно-научном
и социально-экономическом. Такой формат обучения – первый шаг к профессии, который закладывает крепкий фундамент для профессионального самоопределения ребят и их плодотворной учебы в вузах.
Что такое профильное обучение?
Это личностно-ориентированный учебный процесс, при котором в программе преобладают предметы, отвечающие профессиональным интересам и планам ребенка.
Современные российские школьники имеют возможность поступить в любой вуз страны благодаря высоким результатам ЕГЭ. Информации, которая дается на уроках по обычной, не углубленной, программе, достаточно для успешной сдачи экзамена, но не хватает для выполнения заданий повышенной сложности. А ведь именно они приносят больше всего баллов.
Исходя из этого, различаются и потребности учеников – тот, кому предстоит сдавать английский язык, хочет уделить больше времени этому предмету, а тот, кто будет сдавать химию, хочет подтянуть решение сложных задач.
Профильное обучение как раз призвано учитывать индивидуальные потребности учеников посредством углубленного изучения нужных ему предметов.
Как оно организовано в ПСОШ № 1
Как рассказала директор ПСОШ № 1 Наталья Тихонова, профильное обучение организовано в старших классах. Профили ребята выбирали сами в ходе анкетирования, которое провели в школе до начала учебного года. Оно показало, что одни десятиклассники заинтересованы углубить свои знания в предметах естественнонаучного профиля, а другие – социально-экономического. Школьное положение о профильном обучении также предполагает возможность обучения по гуманитарному, технологическому и универсальному профилям.
На практике такое разделение означает, что ребята продолжают обучаться в своих классах по всем предметам, как раньше, а на некоторых уроках разделяются – часть, например, идет на дополнительный урок химии, а часть – на дополнительный урок обществознания.
– Углубленный уровень предполагает увеличенное число уроков по выбранному профилю, – пояснила Наталья Тихонова. – На дополнительных уроках ребята глубже изучают уже пройденные темы, касаются сложных задач, требующих от учеников больше понимания. Количество часов по другим предметам не уменьшается. Мы работаем по федеральному учебному плану, где четко прописано, сколько часов должно быть отведено на каждый предмет.
Наталья Васильевна отметила высокую мотивированность ребят. Они нацелены получить высокие баллы на экзаменах и поступить на бюджет. Большинство старшеклассников уже имеют представление, в какой сфере хотели бы получить образование, даже если не до конца определились с самой профессией. Поэтому случаев, когда ребята захотели бы сменить выбранный профиль во время учебного года, в школе не было.
– Есть случаи замены отдельных предметов, – сказала Н. Тихонова. – Например, естественно-научный профиль предполагает изучение физики на углубленном уровне, но ребенку, который собирается сдавать биологию и химию, дополнительное изучение физики не нужно. Тогда он меняет, например, физику на обществознание. Для таких детей составляется индивидуальный учебный план, и мы выстраиваем расписание так, чтобы нужные ребенку уроки не пересекались.
Профилей стало больше
В следующем учебном году, помимо естественно-научного и социально-экономического, в ПСОШ № 1 появится и универсальный профиль. Он предполагает обучение по старинке, базовое, без углублений по отдельным предметам.
– На организацию обучения по этому профилю нас, можно сказать, толкнула жизнь, – пояснила Н. Тихонова. – В школе обязательно должен быть такой профиль. Дело в том, что после девятого класса уходят немногие, большинство продолжает учебу. Часто ребят не отпускают на учебу родители, потому что дети еще психологически незрелые для самостоятельного проживания. При этом порой у них не хватает знаний или желания, чтобы углубленно изучать какой-то предмет. У таких детей должна быть возможность изучать предметы на базовом уровне.
Профильное обучение – отличная перспектива
Как отметила Наталья Тихонова, в целом за год профильное обучение показало себя с хорошей стороны. Оно дает ребятам возможность вникнуть в область знаний, которые в дальнейшем пригодятся в их специальности, и позволяет лучше подготовиться к экзаменам. Заметны и успехи учеников.
– Мы занимаемся по программе углубленного уровня, поэтому и уровень знаний у детей, конечно, выше, они больше знают и понимают. Мы еще два года назад закупили учебники для углубленного изучения некоторых предметов, и сейчас времени на занятия по ним отводится больше.