С житейскими проблемами - в общественную приемную Два года руководителем общественной приемной аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в Пограничном муниципальном районе работает Раиса Яковлевна Глапшун.
Как работает общественная приемная, с какими проблемами обращаются сюда пограничненцы, каковы результаты работы приемной? На эти и другие вопросы нашему корреспонденту отвечает руководитель приемной. И первый вопрос, естественно, звучит так: для каких целей была создана такая приемная?
- Общественные приемные были созданы в Дальневосточном федеральном округе еще в 2002 году распоряжением полномочного представителя Президента РФ. Такие же приемные есть во всех округах страны. Они руководствуются Положением об общественных приемных и выполняют связующую роль органов местного самоуправления с главными федеральными инспекторами, которые есть во всех регионах, аппаратом представителя президента в федеральных округах. Иными словами, общественная приемная призвана, с одной стороны, разъяснять, доводить до населения политику Президента РФ, а с другой – контролировать и информировать федерального инспектора в Приморском крае о выполнении законов, постановлений Правительства, соблюдении прав и свобод граждан на территории Пограничного муниципального района. - Какие формы и методы вы используете, чтобы выполнять поставленные задачи?
- Очень важная и действенная форма работы – это консультирование населения относительно возможностей, прав и обязанностей граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Далее, это работа с жалобами и обращениями граждан с привлечением соответствующих специалистов из федеральных структур и органов местного самоуправления. Ну и, конечно, оказание практической помощи жителям, обратившимся в общественную приемную.
В нашей общественной приемной ведутся регистрация, учет и оформление устных обращений граждан, которые уведомляются о том, кому поручено рассмотрение их обращений, а также о конечном результате проведенной работы по конкретному разрешению вопросов.
Предусмотрена и практикуется в необходимых случаях проверка на местах фактов, изложенных в обращениях граждан, с участием депутатов, представителей общественности, специалистов администрации, комитетов, управлений и отделов органов государственной власти. - Раиса Яковлевна, по каким вопросам чаще всего обращаются к вам люди?
- Наиболее часто население обращается по социальным проблемам: пенсии, пособия, льготы, жилье, выплата зарплаты и т. д. Хотя общественная приемная прежде всего рассчитана на рассмотрение и решение вопросов федерального и регионального уровня, на практике получается, что обращаются к нам по самому широкому спектру житейских вопросов, которые решаются на местном уровне, то есть находятся в компетенции главы Пограничного муниципального района, его заместителей. Но мы взяли за правило не оставлять без внимания любые вопросы, с которыми приходят к нам люди. При этом, конечно же, я ставлю в известность главу Пограничного района, советуюсь с ним.
Прием граждан в соответствии с законодательством и регламентом работы ведут все государственные структуры - прокуратура, суды, милиция, отделы Пенсионного фонда и социальной защиты населения по Пограничному району, служба судебных приставов, отделение миграционной службы и т.д. Но если по тем или иным вопросам, являющимся компетенцией этих органов, жители района обращаются в нашу приемную, то я делаю запросы в названные организации и через них «добываю» необходимые сведения, которые интересуют людей.
Объективности ради хочу отметить, что федеральные органы, представленные на территории нашего района, на хорошем уровне ведут работу с населением. Об этом сужу по тому, что на личные приемы граждан в общественной приемной представителями этих структур население почти не приходит. То есть, все вопросы, возникающие у граждан, они разрешают непосредственно на личных приемах в этих структурах. - Как организуются личные приемы граждан?
- О времени приема мы сообщаем в районной газете, по местному телевидению и на сайте приемной. С февраля этого года мы ввели в практику проведение юридических консультаций, которые дает юрист Сергей Борисович Бузинский. Он помогает гражданам составить ходатайства в суд, в правоохранительные органы, прокуратуру, подсказывает, какие необходимо иметь документы, чтобы можно было отстоять свои права. Около 30 граждан побывали у него на приеме. - Раиса Яковлевна, вы можете привести примеры, когда общественная приемная защитила чьи-то права, помогла конкретному человеку?
- За первое полугодие этого года у нас побывало на официальных приемах 68 человек, примерно шестидесяти гражданам были просто даны советы, подсказки, как надо поступать, куда обращаться с возникшей проблемой. Скажу честно, что по некоторым вопросам приходится работать не один месяц. С октября прошлого года решаю проблему пенсионерки, бывшей работницы детского сада № 63 Барано-Оренбургского военного гарнизона. Она имеет право на льготу как медицинская сестра детского учреждения, проработавшая в нем около 20 лет. Но как это часто бывает, в трудовой книжке сделаны записи, которые не удовлетворяют отдел социальной защиты. Разослали куда только можно запросы, подключили военкомат, Хабаровский и Подольский архивы. Набрали кучу справок и выписок, но диву даешься, насколько все забюрокрачено, сколько надо нервов и терпения, чтобы доказать самое очевидное. К примеру, надо заявительнице доказать, что детский сад – это действительно детское дошкольное образовательное учреждение. Сейчас есть Уставы, Положения о детских учреждениях, а кто в 55-ом году прошлого века расписывал в тех же приказах точный статус детского сада? Мы уже готовимся к тому, что с собранными документами придется обращаться в суд. Или вот еще красноречивый пример. Местная ветстанция определила, что у коровы, принадлежащей семье В., проживающей в п. Пограничном, якобы обнаружен туберкулез и она подлежит забою. А эта семья многодетная, и хозяйка сомневается в том, что корова больна. Мы добились, чтобы из краевой ветстанции приехали специалисты, которые после взятия пробы установили, что буренка абсолютно здорова. - И часто приходится людям, побывавшим у вас на приеме, идти в суд?
- Для нашего района достаточно случаев. Через суд пришлось решать вопрос о правомерности получения министерской награды двум бывшим работницам лесхоза, которые на основании решения суда добились присвоения им звания «Ветеран труда». Положительно был решен в суде вопрос о выплате пособий по беременности и родам сотруднице одного из учреждений района. Трем гражданам района была оказана помощь в оформлении заявлений в суд на признание юридической принадлежности документа опять же для дальнейшего получения звания «Ветеран труда».
Много было обращений по вопросу обеспечения больных льготными лекарствами. Делали запросы в Департамент здравоохранения края, на месте решали эти проблемы с аптекой № 12. В настоящее время готовлю запрос депутату, заместителю председателя Законодательного собрания Приморского края В. К. Масловскому от приемных семей, которые внимательно читали его статью в нашей газете, где было сказано, что решается вопрос о повышении пособия на детей. Однако с января увеличены были пособия на детей, которые воспитываются опекунами, пособия для приемных детей остались на прежнем уровне. - То есть, вы ни одно обращение не оставляете без внимания. Можно сказать, что жители района уже знают, что у нас на территории есть общественная приемная, куда можно обратиться по самым различным вопросам?
- За последние полгода посетителей заметно прибавилось. Но все-таки надо понимать, что наша общественная приемная должна работать с вопросами, которые являются компетенцией федеральных, региональных структур. Хотя, еще раз повторюсь, мы не намерены отказывать человеку, с каким бы вопросом он ни обратился в нашу общественную приемную, потому что за каждым обращением - человек, его судьба. Здесь важно проникнуться заботами гражданина, сделать все возможное и от нас зависящее, чтобы ему помочь, оказать содействие, постараться решить вопрос. Особенно если это касается пожилых людей, инвалидов, одиноких, малоимущих.
Хочу отметить, что главой Пограничного района Эдуардом Николаевичем Блиновым созданы все условия для эффективной работы приемной. Выделен и оборудован на первом этаже администрации кабинет, предоставляется транспорт, обеспечена помощь сотрудников администрации при рассмотрении возникающих вопросов.
Кстати, с недавних пор у нас появился свой сайт в Интернете, а это значит, что значительно расширились наши возможности по оказанию помощи нашим землякам.