Елена Мазур: Конкурс – путь к познанию себя Елена Мазур, учитель русского языка и литературы Барано-Оренбургской СОШ, стала победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2023»
и представит Пограничный округ на региональном этапе.
Региональный этап делится на два тура – заочный и очный. Недавно Елена Борисовна успешно прошла первый этап. 28 педагогов из 19 муниципалитетов Приморского края представили свои работы в заочном формате. В очный тур прошли 15 лучших педагогов, в числе которых оказалась и Елена Борисовна. Мы попросили ее поделиться впечатлениями от участия в конкурсе.
– Я рада, что жюри так высоко оценило мою работу. Шла на конкурс не ради победы. Мне нужен был взгляд со стороны, чтобы проверить себя: что у меня получается, а что нет, понять на каком профессиональном уровне я сейчас нахожусь. – На конкурсе вы рассуждали о принципах педагогики К. Д. Ушинского. Какие из них вас особенно привлекают?
– Проходят века, а многие идеи Ушинского остаются актуальными. В первую очередь соглашусь с ним в том, что ребенок – это факел, который нужно зажечь. Если учитель не передаст ему свой интерес, не заразит его жаждой знаний, то отдачи не будет.
Нравятся мысли, что теории обязательно должны сопутствовать практика, что воспитание нравственности остается основной задачей на все времена. Нельзя не согласиться, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа. Ведь такое воспитание формирует у детей патриотизм. – Нередко можно услышать, что образование в советской школе было фундаментальным и основательным, а современная школа даже с ее новшествами ей уступает.
– Очень трудно сравнивать эти системы. Что-то положительное есть и в одной, и в другой. Когда я училась в школе, мы, как и современные дети, участвовали в олимпиадах, но этим все и ограничивалось. Сейчас же у талантливых детей есть столько возможностей: гранты, премии, губернаторские стипендии, возможность бесплатно отдохнуть в лагере за свои достижения, поступить в вуз на льготных условиях... Это одно.
В остальном, мне кажется, дело не столько в системе, сколько в мотивированности детей. И в советское время, и сейчас в классе всегда были и есть разные дети. Одни плывут по течению, работают на тройку, другим до всего есть дело, они везде стремятся участвовать. Разве система виновата? Многое зависит от детей и их родителей. – Какие задания ждут вас на очном этапе конкурса?
– Он будет состоять из трех туров, причем количество участников после каждого этапа будет уменьшаться на пять, и к финалу останется всего пять человек.
Первый тур включает в себя два испытания: «Методическая мастерская» и «Урок». «Методическая мастерская» – это представление своего опыта работы, эффективных методических практик обучения. Урок проводится с учениками в одной из школ Владивостока. Тему урока учителя узнают за неделю до конкурса.
Если попаду в следующий этап, то мне предстоит провести классный час для учеников и мастер-класс для педагогов. А финальное испытание для пятерки лучших – это пресс-конференция «Вопрос учителю года». – Что вам как педагогу дает участие в конкурсах?
– Бесценный опыт. Это возможность получить оценку экспертов, повысить свое мастерство и понять, какое место ты занимаешь в нише образования. – А что пожелали бы коллегам, которые еще не участвовали в конкурсах профессионального мастерства?
– Учитель – это всегда человек творческий. Нельзя представить себе, что одну и ту же тему несколько учителей дадут одинаково – у каждого найдется своя изюминка. Нам иногда кажется, что ничего особенного мы не делаем. Но это не так! И конкурсы профессионального мастерства помогают раскрыть индивидуальность учителя.
Конечно, я пожелаю коллегам участвовать в конкурсах. Ведь это путь к познанию себя, путь к вершинам мастерства.
Юлия Стрижекозина.
Фото предоставлено Е. Мазур.
На снимке: Елена Мазур считает, что педагогические принципы К. Ушинского актуальны и в наше время.