Внимание – профилактике Недавнее дорожно-транспортное происшествие, унесшее несколько жизней, потрясло жителей Приграничья. Что планирует делать полиция, чтобы как можно меньше у нас случалось таких трагедий? Как оценивается состояние аварийности в нашем округе? На эти и другие вопросы мы попросили ответить начальника ОГИБДД ОМВД России по Пограничному округу Алексея Вячеславовича Анчикова.
– Алексей Вячеславович, расскажите, как часто случаются происшествия на дорогах округа. Минувший год стал более аварийным или ДТП зарегистрировано меньше?
– В сфере безопасности дорожного движения 2022 год был стабильным. Для сравнения, общее количество ДТП в 2021 году – 72, в 2022 – на два больше. Тревогу вызывает тот факт, что из этого количества почти в половине случаев (в 33 ДТП) пострадали или погибли люди. Погибло четверо человек (в том числе несовершеннолетний), 29 были травмированы. Среди получивших травмы разной степени тяжести были и дети. – Что планируете делать, чтобы снизить количество ДПТ?
– Госавтоинспекция поставила цель усилить профилактику среди участников дорожного движения и ответственных должностных лиц. Так, запланировано проведение дополнительных рейдов по Пограничному округу. Эту практику начали в 2022 году, такие мероприятия проводятся у нас по нескольку раз в неделю. В связи с этим увеличилось выявление нарушений ПДД, в частности нетрезвыми водителями. Дополнительные рейды будем продолжать проводить.
Больше планируем проводить встреч и профилактических бесед с руководителями образовательных учреждений, директорами предприятий, имеющих транспортные средства, родителями несовершеннолетних. Будем своевременно информировать жителей об изменениях в административном законодательстве. – На чем будете акцентировать внимание?
– Зима почти прошла, становится теплее, а практика показывает, что в теплый период увеличивается количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними – это управление мототранспортом без права на управление.
К сожалению, основная часть вины в этом лежит на родителях. Они приобретают детям мотоциклы, мопеды, мокики или допускают их к управлению своим транспортом. В ходе бесед и проведения административных расследований зачастую устанавливается, что транспортные средства родители сами дарят на день рождения, не дожидаясь возраста, когда это будет разрешено. Хочется обратить внимание родителей, что такие факты недопустимы. Альтернативой в этом случае может быть другой вид транспорта – велосипед.
Ребенок, совершивший правонарушение, преступление и не достигший определенного возраста, не может быть привлечен к административной, уголовной ответственности, в таком случае наказание накладывается на родителей, поскольку они несут за него ответственность.
Напомню, что только с 16 лет можно получить права для возможности управления скутерами и мопедами с объемом двигателя до 50 куб. см (категория М), мотоциклами с объемом до 125 куб. см (категория А). Чтобы управлять на законных основаниях этими транспортными средствами, нужно пройти обу-чение.
Достаточно часто среди других нарушений имеет место такое, как перевозка детей без специального удерживающего средства, ремней безопасности. Напомню, что до семи лет ребенка можно перевозить в автомашине только с использованием кресла либо бустера. Если ребенок старше – можно использовать ремни безопасности при перевозке сзади, но на переднем сиденье перевозить детей до 12 лет без бустера запрещено.
Следует помнить, что средства, которые применяются в роли переходников на ремни безопасности (в народе называется треугольник), не являются заменой детскому удерживающему устройству.
Также привлекаются к ответственности родители, которые допускают детей и подростков к управлению автомобилем. Наказуемо и завладение несовершеннолетними транспортными средствами – угон, это уже уголовная статья. – Предприятия, осуществляющие перевозки, также в сфере внимания ГИБДД?
– В 2022 году к ответственности за нарушения было привлечено более десяти должностных лиц – руководителей предприятий, организаций, имеющих транспортные средства, занимающихся перевозкой людей, грузов. Статьей 20 ФЗ
№ 196 от 1995 года определен порядок допуска водителя к управлению транспортным средством, принадлежащим юридическому лицу.
Напомню, что вернули проведение технического осмотра транспорта. Под ежегодный тех-осмотр попадают автобусы, грузовой транспорт, транспортное средство категории В грузового типа. В качестве исключения – транспортное средство категории В, принадлежащее физлицу, если оно остается в эксплуатации у гражданина.
Отмечается учащение случаев отсутствия полисов ОСАГО.
От общего количества совершенных нарушений процентов 30 – невыполнение страхования своей автогражданской ответственности. – Есть у нас в окружном центре особо опасные места, где нужно быть особенно осторожным?
– Самый опасный участок, где пешеходы ежедневно нарушают правила, это территория рядом с «Хозмаркетом», аптекой и супермаркетом «Экономыч» на ул. Карла Маркса. Несмотря на то, что вблизи этих торговых предприятий в рамках ГОСТа оборудованы пешеходные переходы, люди все равно стараются перебежать проезжую часть.
Также опасный участок находится на ул. Ленина, напротив магазина «Семейка». Хотелось бы разъяснить, что переходить проезжую часть, если на ней отсутствует оборудованный пешеходный переход, разрешено на на перекрестке по направлению движения.
В округе более 100 пешеходов ежегодно несут ответственность за совершенные нарушения. Нарушения правил дорожного движения могут привести к ДТП. Так, в прошлом году в микрорайоне СХТ в темное время суток погиб пешеход. Не везде у нас есть тротуары, поэтому, находясь на проезжей части в ночное время, необходимо надевать вещи со световозвращающими элементами.
Протяженность дорог в Пограничном округе составляет около 700 км, несмотря на увеличение аварийности, таких мест, где бы произошло два и более ДТП, у нас нет.
В 2023 году рассматриваем возможность установки стационарного технического средства для контроля за соблюдением ПДД. Один прибор может фиксировать до 10 административных нарушений. Для этого будет направлено ходатайство в краевое управление ГИБДД по Приморскому краю – Утром возле школы № 1 часто вижу экипаж ДПС. В связи с чем он дежурит?
– В 2022 году после заседания комиссии по безопасности дорожного движения было принято решение о дополнительной установке дорожных знаков «Остановка, стоянка запрещена» в районе первой школы. Здесь родители подвозят детей, получается скопление транспорта.
Казалось бы, взрослые люди должны с пониманием относиться к соблюдению правил дорожного движения. К сожалению, на протяжении года фиксировались нарушения в утреннее время. – Алексей Вячеславович, как правоохранительные органы борются с теми, кто садится за руль в пьяном виде?
– Несмотря на ужесточение санкций к нарушителям, управляющим транспортом в состоянии алкогольного опьянения, у нас не уменьшается количество таких водителей, привлеченных к ответственности, даже немного возросло. В 2021 году было оформлено 60, в 2022 – 62, это только те, кто согласились пройти медицинское освидетельствование. И плюс те, кто отказались от медосвидетельствования, но имели признаки опьянения (в 2021 таких было 18, в 2022 – 28).
Прогнозируем, что в 2023 году количество нарушителей, допускающих управление транспортом в пьяном виде, все же уменьшится, наша профилактическая работа даст результат.
Кстати, санкции за повторное управление в нетрезвом виде по ст. 264 УК РФ предусматривают наказание в виде штрафа в размере от 200 тыс. рублей, исправительные работы на срок до двух лет, принудительные работы на срок до трех лет, ограничение свободы до трех лет.