Родословные ветви Чета Савченко из Нестеровки с интересом составляет генеалогическое древо своей семьи.
Давно знаю Валентину Ивановну Савченко и ее супруга Николая Михайловича из Нестеровки, но никак не мог предположить, что они в свободное время с интересом занимаются составлением родословной своей семьи.
Об увлечении семьи Савченко стало известно на районном конкурсе «Моя семья», когда дружная чета в качестве весомого и убедительного аргумента в свою пользу предоставила родословную.
- Мы оба на пенсии, свободного времени у нас предостаточно. Стоило только сделать первый шаг, как это занятие нас настолько захватило, что и сейчас не отпускает, - говорит Валентина Ивановна. - Это общее дело нас с мужем еще больше сплотило, да и не только нас, а всю нашу многочисленную родню.
«Заразил» супругов страстью покопаться в хитросплетенных корнях и ветвях генеалогического древа брат Николая Михайловича - Александр Трофименко. Он, бывший кадровый военный, начал писать свою родословную книгу в 30 лет.
- Не могла представить, до чего же интересное это дело - выяснять для себя (ну и, конечно, для потомков), какого ты рода-племени, кто тебе предшествовал по линии отца, матери, дедов, бабушек, - рассказывает Валентина Ивановна.
Супруги, собрав данные, составили схему, по которой местный нестеровский художник нарисовал картограмму. На ней стрелками, кружочками, квадратиками, крестиками обозначены родовые ответвления, семейные династии, просто семьи, рождения, браки.
Супруги Савченко и их многочисленные родственники, которых они «подпрягли» в это дело, занявшись поисковой и исследовательской работой в этом направлении, столько для себя сделали открытий, что и не счесть.
- Моя сестра Лида, что живет на Кубани (супруги Савченко приехали в Нестеровку из Краснодарского края), докопалась до одной прабабушки, рожденной аж в 1888 году, - говорит В. И. Савченко.
По линии Николая Михайловича интересной оказалась судьба Пелагеи Савченко, 1901 года рождения, знатной колхозницы с Кубани.
В их родословной четко прослеживается переплетение трех родов - Савченко, Бобыревых и Трофименко.
- У меня в семье и у супруги Валентины Ивановны было 8 братьев и сестер, - говорит Николай Михайлович, - а отсюда и пошли ветви, ведь у каждого из братьев и сестер свои дети, внуки и правнуки.
Еженедельно чета Савченко созванивается с главным исследователем и поисковиком Александром Трофименко, который живет в Иркутске, уточняют данные, иногда совершают какие-то открытия, конечно, не сенсационного характера. Они находят свое отражение в записях, в картограмме.
Каких только нет национальностей в родословной книге - здесь русские и украинцы, белорусы и грузины, и чуваши, и удмурты. По линии Валентины Ивановны в роду есть племянница грузинка Хатуна, с которой также поддерживается связь.
Составление родословной позволило восстановить, казалось бы, потерянные ветви, соединить их в одно общее, могучее генеалогическое древо.
Крестиками в родословной картограмме отмечено появление новых семей. Сейчас здесь зафиксированы семьи 5 поколений и уже начали вступать в брак представители шестого поколения семей Савченко, Бобыревых, Трофименко.
Недавно с Кубани пришло в Нестеровку письмо с фотографией малышей-близняшек Эдика и Ярослава, которым нет еще и годика. Это два новых внучатых племянника, которые пополнили родословную семьи Савченко.
У Савченко взрослая дочь - учитель русского языка и литературы в СОШ с. Нестеровка Елена Волосникова. Внучка Вера - студентка пединститута, внук Саша учится в третьем классе сельской школы.
Вероятно, они тоже будут вести родословную, пополнят ее новыми именами и сведениями.
- Создавать свою родословную - это очень интересное, увлекательное дело, - в очередной раз говорит Валентина Ивановна Савченко. - И я бы советовала всем, кому дорога семья, семейные отношения, попробовать свои силы на этом поприще. Надо искать, и каждая находка радует и открывает новые горизонты. Занимаясь родословной, мы сохраняем свою память, по крупинкам восстанавливая утраченное, утерянное в суете дней. На то мы и люди, чтобы помнить.
Анатолий ДАРНЕВ.
Фото автора.
На снимке: Составление родословной помогло Валентине Ивановне и Николаю Михайловичу воссстановить многие родственные связи.