Сегодня и завтра бездомных собак Тема бродячих собак, которых мы то и дело встречаем на улицах наших населенных пунктов, по-прежнему остается острой и волнует законодателей всех уровней. В соответствии с федеральным законом, принятым в 2018 году, безнадзорных собак отлавливают и помещают в приюты, где их прививают, стерилизуют и чипируют. Но уже очевидно, что это кардинально не решает больной вопрос.
Поскольку мест в приютах практически нет, а содержание собак требует больших финансовых затрат, их выпускают в прежнюю среду обитания. И мы вновь видим их на наших улицах, а еще чаще – на помойках. Голодные, сбившись в стаи, они поджидают здесь каждого, кто приходит с пакетом, надеясь хотя бы на кусок хлеба. А как иначе? Если они вынуждены сами добывать себе пищу.
Но это еще самая благополучная картина. Бывает значительно хуже, когда собака становится агрессивной и нападает на человека. Вот такая ситуация побуждает сегодня законодателей вновь и вновь возвращаться к ней.
Например, наши приморские законодатели продолжают совершенствовать механизм регулирования численности безнадзорных животных. На очередном, ноябрьском, заседании Законодательного собрания края депутаты увеличили норматив количества животных без владельцев, подлежащих отлову, для 11 муниципальных образований. Расходы краевого бюджета на эти меры увеличены на 18 млн рублей.
Для справки: в Пограничном муниципальном округе в соответствии с определенным нормативом на 1000 жителей подлежат отлову, транспортировке и содержанию в приюте три головы животных без владельцев.
Законопроект о поправках в уже существующий федеральный закон об ответственном обращении с животными внесен и в Госдуму. Инициатива включает в себя три пункта, которые уже сейчас вызвали массу споров: во-первых, обязательную стерилизацию животных, во-вторых, повальное чипирование, и в-третьих, отстрел бродячих особей.
Отстрел бесхозных собак и кошек – пожалуй, самый спорный пункт этого законопроекта, так как, по мнению многих, противоречит российскому законодательству, где прописано гуманное отношение к животным. Законопроект пока не принят, ему предстоит пройти многочисленные согласования, оценки и обсуждения, и каждый из этапов может его отвергнуть.
А что думают по этому поводу депутаты Думы Пограничного муниципального округа? Какой выход видят они из сложившейся ситуации? Мы попросили некоторых из них ответить на эти вопросы.
Татьяна Сайгинова, председатель Думы:
– Тема очень актуальная. На очередном заседании нам предстоит рассмотреть обращение Думы Чугуевского округа к губернатору края О. Кожемяко и председателю Законодательного собрания А. Ролику.
Наших коллег тревожит тот факт, что численность безнадзорных животных постоянно увеличивается, несмотря на меры по их отлову и стерилизации.
«Собака может быть другом человека, только если у нее есть любящий и заботливый хозяин, крыша над головой, еда и надлежащий уход. Безнадзорные же собаки несут реальную угрозу человеку, его имуществу и экологии в целом», – говорится в обращении.
Депутаты Думы Чугуевского округа просят нас поддержать их предложение о необходимости внесения изменений в законодательные акты с тем, чтобы были приняты меры для отмены свободного нахождения безнадзорных собак в природной среде. Какие меры, они не уточняют.
Нам предстоит дать им ответ. Не берусь говорить за всех депутатов нашей Думы. Этот вопрос требует коллективного обсуждения. Но скажу свою точку зрения.
Я как раз тот заботливый хозяин, для которого собака – друг. В моей семье всегда держали и держат собак. И во дворе, и в доме. И мы умеем с ними ладить. Поэтому собак не боюсь, и я категорически против их отстрела, только в крайнем случае буду за эту меру, если животное действительно опасно.
Но и оставлять ситуацию такой, как она есть, считаю, нельзя. На мой взгляд, проблема в том, что у нас не проводится работа по изучению среды обитания безнадзорных животных. Никто не отслеживает, как они себя ведут, в основном они предоставлены сами себе. И в этом кроется опасность. Без пригляда остаются и агрессивные животные. Поэтому порой доходит до беды.
Я также за учет всех собак. Это позволит привлекать к ответственности хозяина за брошенное им на произвол судьбы животное. Думаю, чипирование даст определенный результат. Вот только чип – это не эстетично. Куда привлекательней татуировка. По крайней мере, именно так мы поступили со своей собакой. Сделали ей татуировку.
Владимир Евдокимов:
– Давайте вспомним советские времена. Тогда бездомных собак отстреливали. Да, это была жесткая мера, но она давала результат. Сегодня, следуя существующему законодательству, мы его не получаем. Отловили бездомных собак, поместили в приют, стерилизовали, чипировали и вновь вернули к нам. И опять чередой пошли жалобы от населения – в Богуславке бродячая собака набросилась на ребенка, в поселке на улице Орлова собаки терроризируют жителей и т. д.
Тем не менее на принятые меры затрачены немалые деньги. Чтобы отловить и поместить в приют одну собаку, необходимо было выделить из бюджета Пограничного округа 16 800 рублей. Всего в этом году обращение с бездомными собаками обошлось нашему бюджету в 1 миллион 183 тысячи рублей. Но эффект от этого незначителен.
Недавно, чтобы хоть как-то выправить ситуацию, Администрация Пограничного округа приняла постановление, которое утверждает перечень мест, куда запрещено возвращать животных, не имеющих владельца. Среди них – территории общего пользования: парки, площади, улицы, территории, прилегающие к многоквартирным домам, детские игровые и спортивные площадки и практически все другие территории, где обитает человек. А куда тогда можно выпустить после приюта бездомную собаку? В поле? Но где гарантия, что она и оттуда не вернется на наши улицы?
Принимать более кардинальные меры Администрации не позволяет федеральное законодательство. Считаю, что пришло время вносить в него серьезные изменения.
Дина Бушуева:
– На улицах наших населенных пунктов появились собаки с круглыми чипами на ушах, это значит, что они вакцинированы и стерилизованы. Стали они от этого более дружелюбными, пропала их кусачесть? Вряд ли.
Агрессия, связанная с инстинктом размножения, стерилизацией снимается, но никуда собаке не деться от проблемы добывания пищи. «Когда у нее завывает в желудке», не до веселого помахивания хвостиком. К тому же в нашем холодном климате им сложно найти теплое место для ночлега, а если нашли пристанище, нужно охранять от конкурентов.
В некоторых странах, понимая это, пошли дальше – собак также стерилизуют, чипируют и вакцинируют, но к тому же там есть бюджетная поддержка содержания бездомных животных. Пишут, что так обстоит дело в Турции, Грузии и в некоторых других странах.
В других странах сложно встретить бездомышей на улицах, потому что завести собак очень сложно. Нужно получить сертификат после прохождения курсов, где объяснят, как кормить, ухаживать, дрессировать, потом заплатить немаленький налог. К тому же есть обязанность стерилизации животного и его чипирования. Если вдруг питомец сбежит и его поймают, владельцу нужно заплатить штраф за ненадлежащее содержание животного. В таких условиях люди начинают ценить четвероногих друзей и не выбрасывают их на улицу.
Думаю, что со временем мы также придем к этому гуманному решению. А пока выполнение требований закона о животных похоже на гонку, в которой мы в отстающих. Пока ловим и стерилизуем определенное количество собак на выделенную небольшую сумму, на улицы попадают новые брошенки, рождаются все новые и новые щенки…
Павел Коровин:
– На предстоящем заседании Думы я поддержу коллег из Чугуевского округа. Убежден, как и они, что бездомные собаки не должны свободно обитать в нашей среде. Такие собаки не только разносчики опасных инфекций, но и порой представляют прямую угрозу для жизни человека.
До выхода в 2018 году федерального закона, который регламентирует обращение с бездомными животными, Пограничное городское поселение имело возможность заключить договор со специализированной фирмой, которая отлавливала бродячих собак и увозила их, а назад уже не возвращала. Дальнейшая их судьба понятна.
Присоединяюсь к словам в обращении депутатов Чугуевского округа, что руководствоваться в этом проблемном вопросе нужно не только принципами жалости и гуманности, но и здравым смыслом.