Ирина Жалнина: Успехи учеников – достижение школы В каком ритме живет сегодня ПСОШ № 2, каковы результаты участия в национальном проекте «Образование», чего школе удалось достичь за последние годы – об этом наш разговор с ее директором Ириной Анатольевной Жалниной.
– Ирина Анатольевна, расскажите, насколько активно школа принимает участие в национальном проекте «Образование»?
– Сейчас нацпроект уже стал неотъемлемой частью нашей школьной жизни. Он федеральный, но в него включены и региональные подпроекты.
Один из них – «Современная школа». Он предполагает в том числе обновление материально-технической базы. Не так давно по этому проекту мы закупили передвижную интерактивную панель, которая очень выручает в работе. У нас были свои интерактивные доски, но их приходилось подключать, настраивать проектор... А интерактивная панель – это как большой планшет на колесиках. Она очень удобная, мы регулярно ею пользуемся на классных и внеклассных занятиях.
В рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» школа пополнилась 28 ноутбуками, которые используют как педагоги, так и ребята. Очень актуально это для старшеклассников, которым нужно готовить индивидуальные проекты. Помимо этого, по проекту поступило три ноутбука для центра «Точка роста», который действует на базе нашей школы второй год.
Центр предполагает работу с цифровыми лабораториями, которые обеспечивают наглядность образовательного процесса, вызывают интерес у ребят. Школьникам нравится работать с технологичными приборами и инструментами. В дальнейшем они могут заинтересоваться больше, развивать свои способности и раскрывать таланты в естественно-научном направлении.
Также в рамках центра «Точка роста» в нашей школе появилась зона отдыха, состоящая из комфортных сидений и шахматного стола, который никогда не пустует. Особенно это заметно во второй смене, когда учатся ребята 7-8-х классов. На перемене они гурьбой собираются у стола, устраивают соревнования по шашкам, спорят, кто лучше! Это же отлично. Шахматы и шашки способствуют интеллектуальному развитию.
Еще один региональный проект – «Успех каждого ребенка». По нему мы ведем целенаправленную работу с одаренными детьми. Ребята участвуют в олимпиадах и конкурсах разных уровней.
Другой проект – «Учитель будущего». Он направлен на профессиональный рост педагогов. Наши учителя регулярно повышают свою квалификацию, обучаясь на курсах. Раньше от педагога требовалось повышать квалификацию раз в пять лет, сейчас – раз в три года, но мы учимся систематически. Иногда получается, что педагог обучается на курсах один-два раза в год. Из последних, например, это курсы по работе с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), обу-чение по работе с центрами «Точка роста» и т.д. – На ваш взгляд, какие основные принципы должны лежать в основе современной школы, определять ее работу?
– Главные принципы – это доступность и единство. Принцип доступности предполагает, что все дети, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), должны получать образование в равных условиях. В нашей школе обучается 14 ребят с ОВЗ. Для них разработаны адаптированные образовательные программы, однако на уроках для остальных детей это остается незаметным. Ребенок социализируется, вовлекается в учебный процесс, как все, учитель его никак не выделяет.
Принцип единства, продиктованный федеральными государственными образовательными стандартами, я считаю огромным плюсом. Он предполагает, что теперь все школы будут работать по единым образовательным программам и учебникам. К примеру, дети, меняя школу, продолжат обучение по предметам с того места, на котором остановились в предыдущей школе.
Эти принципы я считаю основными, но есть и другие. Например, мы ориентируемся сейчас на развитие функциональной грамотности у ребят, работаем на то, чтобы, выпускаясь из школы, они имели багаж практических навыков, были готовы к жизни. Например, на занятиях по финансовой грамотности дети узнают, что такое кредиты и проценты и как эти знания применить на практике. – Расскажите об успехах учеников и педагогов школы.
– И ученики, и педагоги ПСОШ № 2 участвуют в конкурсах различных уровней. В прошлом году наш молодой специалист учитель начальных классов Юлия Викторовна Селякова одержала победу в конкурсе педагогического мастерства «Учитель года Пограничного муниципального округа».
Ученики школы регулярно добиваются участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. В прошлом году они представляли округ на краевом этапе олимпиады по экологии, праву, ОБЖ и истории. Все показали достойный результат. Хотелось бы отметить Дмитрия Ямкача и Егора Ерина, которые справились более чем с половиной заданий олимпиады по ОБЖ. Но главное достижение, конечно, – победа Егора Рукосуева в олимпиаде по экологии.
После этого Егор отправился в Уфу, чтобы принять участие в завершающем этапе олимпиады, где представлял Приморский край. Он не занял призовых мест, но очень успешно проявил себя в практической части, несколько отстав от других в теории. Как отметил Егор, он был единственным представителем обыкновенной провинциальной школы. Другие ребята были учениками лицеев, гимназий, у которых экология и биология – профильные предметы. А Егор учился в обычном классе и достиг того результата, который имеет сейчас, я считаю, благодаря учителю. Наталья Федоровна Савкина смогла разглядеть его способности и помогла их развить. Хотелось бы отметить Анастасию Нагорную, которая также несколько лет подряд достойно представляет Пограничный округ на краевом этапе олимпиады по экологии.
Еще один повод для гордости – наши ребята заняли первое место в муниципальной военно-спортивной игре «Победа», которая проходила в мае. Стоит сказать спасибо ученикам старших классов – Александру Матушкину и Валерии Галенко. Они усердно готовили младших к «Победе». Саша учил их надевать защитный комплект, Лера – разбирать и собирать автомат Калашникова.
Затем команда школы как победитель муниципальной игры представляла Пограничный округ в краевой военно-спортивной игре «Zарница-2022». В состав сборной вошли двое учеников ПСОШ № 1, а основная часть – это наши ребята. В серьезной борьбе, соревнуясь с сильнейшими командами других городов и муниципалитетов Приморья, они стали победителями. – Заметно, что патриотическому воспитанию педагоги ПСОШ № 2 уделяют много внимания. Расскажите об этом подробнее.
– Ребята нашей школы – шефы мемориалов на сопке Снеговой и на старом кладбище, которое находится рядом с ней. Приятно было, когда они, собирая листву на сопке Снеговой в прошлом году накануне Дня Победы, проявили инициативу и навели порядок на старом гражданском кладбище, заросшем травой. Ребята сказали: «Что нам, разве трудно? А как же на 9 Мая на сопке будет чисто, а здесь трава?»
Как и в школах по всей стране, у нас введена новая традиция – начинать учебную неделю с поднятия государственного флага под государственный гимн. Поначалу ребята не всегда относились к этому серьезно. Но мы проводили беседы в классах, объясняли им, что такое государственные флаг и гимн, как нужно относиться к своей стране и ее официальным символам, и эта работа принесла свои плоды. Сейчас на линейке, когда звучит гимн, ребята стоят смирно.
Также, как и по всей стране, каждую неделю у нас проходят классные часы «Разговоры о важном», в ходе которых ребята могут поговорить друг с другом, учителем и приглашенными специалистами на актуальные темы из жизни школы, округа, края и страны. Это очень полезные занятия. Я вижу, как патриотические темы сплачивают ребят. Они высказывают свое мнение, поддерживают друг друга.
Школа у нас маленькая, каждый ребенок, как на ладони. Педагоги знают сильные и слабые стороны всех учеников. Особое внимание уделяем слабым сторонам. Например, ребят, которые состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, мы стараемся привлекать к разным мероприятиям: «Давай, ты же спортивный, ты все сможешь!» Дети участвуют, и им нравится. Тем самым мы каждому ребенку даем возможность раскрыться с лучшей стороны.
Недавно мы участвовали в муниципальном слете «Школа безопасности». Нашу школу представляли две команды – младшая и старшая. Ребята не соревновались друг с другом, а наоборот поддерживали, подсказывали что-то, болели друг за друга. Такие мероприятия тоже работают на сплочение. – Какие у школы планы?
– Самые крупные и важные – благоустройство территории и капитальный ремонт. Капремонт очень нужен. В бюджете школы на 2023 год преду-
смотрены пересмотр проектно-сметной документации по капремонту и отправка ее на госэкспертизу. Если все будет в порядке, министерство образования Приморского края включит нас в план. Когда именно будет проведен ремонт, зависит от этого плана. В следующем году, я думаю, будут решены только вопросы с документацией.
А вот то, что зависит от собственной инициативы, мы делаем. Я уже подала заявку в Администрацию Пограничного округа на включение проекта благоустройства школьной территории в программу «Формирование комфортной городской среды». Специалисты Администрации приходили посчитать примерную стоимость, исходя из лимитов средств, которые выделяются по программе. Мы хотим обновить асфальт, и, может быть, денег хватит на установку нескольких скамеек. Сначала, однако, предстоит участвовать в голосовании. Будем подключать родителей, учеников, бывших выпускников. Думаю, они нас поддержат и проект наберет необходимые голоса жителей.
Очень хочу, чтобы территория нашей школы преобразилась. Часть территории занимает березовая роща. Цель – обустроить там места для тихого отдыха, установить скамейки. Хочется, чтобы ребята, которые рано приходят на занятия, могли ждать начала уроков в уютном и красивом месте.