Светлана Поднебесная: Детям важно верить в себя Вчера свой профессиональный праздник отметили педагоги. В их числе - учитель начальных классов, физики и информатики андреевского отделения ПСОШ №1, педагог дополнительного образования Светлана Поднебесная.
Сейчас у Светланы Александровны, как и у любого учителя, много хлопот: в самом разгаре учебный год, полным ходом идут олимпиады. Есть и дополнительные заботы, сложные, но и приятные - Светлана Поднебесная готовится участвовать в финале X конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования Приморского края «Сердце отдаю детям», который состоится в конце октября. Недавно она узнала, что вошла в число победителей заочного этапа. - Светлана Александровна, расскажите, как узнали о конкурсе «Сердце отдаю детям» и почему решили в нем участвовать?
- В школу прислали положение о конкурсе, и я решила, что нужно попробовать свои силы, захотелось поднять престиж школы, показать, что наши педагоги - творческие люди.
На заочном этапе надо было представить работу дополнительного образования в школе. Эта задача объемная и непростая, поэтому сначала я побывала во Всероссийском детском центре «Океан», где для педагогов проходило обучение. С нами занимались отличные специалисты, которые обучали нас актерскому мастерству, монтажу видеороликов.
Заочный этап конкурса включал в себя три задания: визитная карточка, программа дополнительного образования и анкета конкурсанта. В качестве визитной карточки я представила фильм, в котором рассказала об опыте своей работы. Комментарии для фильма давали мои ученики. Программа - самая серьезная часть работы. Я представила программу кружка «Ритмика».
В конкурсе участвовало более 60 педагогов дополнительного образования со всего края, а в моем направлении, художественном, оказалось желающих больше всего. Конкурс был большой - пять человек на место. Я даже не рассчитывала на победу, удивилась результатам и сразу же решила: «Ну всё, дальше в бой!» Хотя как победитель заочного этапа я могу просто получить диплом финалиста конкурса и на том закончить свое участие в нем. Но я все же хочу показать наш округ на краевом уровне, пусть и не претендую на победу. - Какие задания будут даны в финале конкурса?
- Нужно будет провести открытое занятие с учениками одной из школ Владивостока. Задача будет такая: за 30 минут чему-то научить детей, чтобы членам жюри был очевиден результат. Еще одно задание - показать свое ораторское мастерство, обратившись к педагогическому сообществу с профессиональным посланием. Будут и другие конкурсные задания, например, работа в группе. Всего в финале встретятся 28 педагогов. - Будем болеть за вас. А расскажите, с чего начинался ваш профессиональный путь?
- Педагогом я мечтала стать с детства. Училась в ПСОШ №1, моей первой учительницей была Нина Ивановна Баранова. Я уже тогда, глядя на нее, влюбилась в профессию педагога. Дома рассаживала игрушки за импровизированные парты, проводила с ними уроки. Со сверстниками играли в школу во дворе. Мне хотелось быть именно учителем начальных классов.
В педучилище я поступала на эту специальность, но у меня были хорошие результаты по экзаменам, и мне предложили дополнительную специальность учителя математики. Я согласилась, тем более, что математика мне действительно очень нравится, это мое. Училище окончила с отличием, следом поступила на третий курс пединститута. Училась сначала в Николаевске-на-Амуре, потом в Комсомольске-на-Амуре, а параллельно уже работала.
В 18 лет пришла в школу учителем математики и 19 лет работала по этой специальности, потому что свободного места учителя начальных классов не было. А потом место появилось, и я сразу же его заняла, исполнив свою мечту. - Почему вам хотелось работать именно в начальных классах?
- В среднем звене мне тоже нравится. Но с малышами интереснее. В них кипит энергия, глаза горят. Ребята постарше уже не такие, они взрослее.
Как педагог дополнительного образования я тоже работаю с малышами, веду кружки. Сейчас один из приоритетов в работе педагога - проект «Успех каждого ребенка». Он ставит перед учителями задачу - не только обучать, но и воспитывать всесторонне развитую, гармоничную личность. Когда я стала учителем начальных классов, поняла, что без кружковой работы выполнить ее сложно.
Не всегда те знания, которые мы приобретаем в школе по разным предметам, пригождаются в жизни. А вот понять, как стать личностью и реализовать себя, - это важно. Жизнь - трудная штука. Важно, чтобы дети не были в ней растеряны, знали себя, свои таланты. Школа должна давать им веру в собственные возможности, понимание, что они могут добиться успехов. Бывает, дети учатся слабо, но при этом делают успехи в творчестве или спорте. - Расскажите подробнее про кружковую работу.
- В этом учебном году буду второй раз выпускать детей из начальной школы. Интересно, как нынешние четвероклассники отличаются от предыдущих. Те ребята были более спокойные, а эти очень шумные, гиперактивные. Стараюсь идти в ногу со временем, быть креативной, ориентироваться на интересы детей. С первыми учениками у нас, например, были кружки по вязанию, другие спокойные занятия, требующие усидчивости. Нынешнему поколению это уже неинтересно, им подавай танцы, походы, спорт.
Кружок «Ритмика» - один из первых моих кружков. На занятиях мы развиваем гибкость, пластику, ставим танцы. Я сама шью детям костюмы.
Следующий кружок - «Рукоделочка». Он помогает развивать мелкую моторику. Мы мастерим поделки из пластилина, бумаги, природных материалов, раскрашиваем, лепим.
На занятиях кружка «Здоровейка» дополнительно занимаемся физкультурой, готовимся к фестивалям ГТО, в которых наши дети - заядлые участники. В ДЮСШ нам даже подарили аппарат для подсчета отжиманий.
А новый наш кружок - «Юный турист». Его я веду от центра дополнительного образования. - Уже бывали в походах?
- Да. Мы ходили в лес и на речку. Это было чудо из чудес. Дети ставили мордушки, в пятилитровых банках наделали дырок, накидали туда хлеба, поймали лягушек и мальков. Я им говорю: «Выпустите их обратно». А они отвечают: «Нет, мы их домой заберем!» Потом, правда, пришлось им вместе с родителями ехать обратно и выпускать лягушек. Поход детям понравился. - Как вы строите воспитательную работу с детьми? Они ведь все из разных семей с разными ситуациями.
- Я стараюсь им больше объяснять, а не ругать. Они ведь маленькие и допускают ошибки, а на ошибках мы учимся. Самое главное - донести до ребенка, что он хороший, а поступок плохой, и всегда можно исправиться, думать, прежде чем что-то сделать.
Дети, действительно, все разные, к каждому нужен свой подход. Моя задача - помогать им раскрывать свои таланты. Мы с ними участвуем во многих мероприятиях - спортивных, творческих, патриотических. В классе есть уголок с кубками и грамотами. Дети всё хотят, легко зажигаются. Только им что-то предложишь - уже лес рук. Вместе мы стараемся вести активный образ жизни.