С днем рождения, художка! Пограничная детская школа искусств была создана в 1965 году. Тогда готовила она только юных музыкантов и называлась музыкальной школой. По инициативе Александра Константиновича Харламова в 1979 году здесь открылось художественное отделение, после чего школа стала называться детской школой искусств.
В преддверии 40-летнего юбилея художественного отделения мы побеседовали со старейшим педагогом школы, почетным жителем Пограничного района Александром Константиновичем Харламовым.
– Александр Константинович, расскажите, как появилась идея создать отделение? С чего все начиналось?
– Когда я был студентом художественно-географического факультета Хабаровского педагогического института, познакомился с преподавателями детских художественных школ Дальнего Востока. Творческие встречи, их высказывания и мнения, перспективность такого рода деятельности зародили мечту об открытии художественного отделения в Пограничном.
Основная идея создания художественного отделения – дать учащимся начальное художественное образование и эстетическое воспитание. А желающим продолжить художественное образование в средних и высших учебных заведениях – помочь при поступлении. – Как менялась школа искусств?
– С открытием художественного отделения музыкальная школа была преобразована в детскую школу искусств. Набор на художественное отделение первоначально носил схоластический характер, брали детей разного возраста.
Подготовительного класса сначала не было, а обучение было четырехлетним.
Преподавателем первоначально был я один. На третьем учебном году появилась подготовительная группа с предметами: основы изобразительного искусства, декоративно-прикладное искусство, лепка, беседы по изобразительному искусству. – Расскажите о том, чему учите ребят, есть ли методики, которые не используются другими школами искусств?
– На нашем художественном отделении восьмилетнее образование. Прием детей - с 7-8 лет, у начинающих недельная нагрузка 7 часов. В конце третьего года обучения учащиеся сдают зачетные задания и переводятся в академическую группу в 4-й класс, где юные художники занимаются уже по 12 часов в неделю.
В процессе обучения ребята осваивают начальные творческие навыки конструктивного мышления, грамотного композиционного решения сюжета, изучают цветовоздушную среду окружающего мира, пластику материала с его неповторимой красотой декора, постигают азы мировой художественной культуры.
В основных дисциплинах – рисунке, живописи, композиции – неизменно работает ведущий педагог Олеся Николаевна Леонтьева. Чутко и заботливо взращивает она юные таланты. Последние 5 лет мощно набирает силу занятие, где преподает педагог Оксана Александровна Аксенова. Ее уроки по скульптуре, керамике и декоративному делу обрели новое оригинальное звучание. Нестандартно, плодотворно работают с малышами педагоги Линда Вадимовна Верхотурова и Мария Николаевна Андреева.
Очень важно на первых шагах в мире творчества зажечь искру вдохновения, и с этим блестяще справляются наши педагоги.
Занятия по теоретическим дисциплинам провожу в необычной форме. Учащийся получает тему, а затем, используя методические конспекты и картотеку, самостоятельно развивает мысль перед преподавателем. Такой метод обучения применяют далеко не все школы. – Какова польза занятий в художественной школе, ведь не все потом становятся художниками или дизайнерами?
– Занятия изобразительным искусством расширяют диапазон познания окружающей среды, а это всегда на пользу человеку.
Наша школа в основу творческого воспитания берет лучшие классические традиции. Особое место отведено искусству России. Ребята знакомятся с произведениями искусства Древней Руси, шедеврами культовой архитектуры, именами великих мастеров прошлого. Знакомство и применение традиций русского народного творчества в своих работах развивает у детей и подростков чувство гордости и восхищения национальной русской культурой, прививает патриотическое отношение к Родине, любовь и уважение к другим национальным культурам. – Правда ли, что ваши ученики, которые запланировали поступление в архитектурный или дизайнерский вуз, могут обратиться за помощью для подготовки к удачной сдаче вступительных экзаменов?
– Практика подготовки учащихся к поступлению в профильные учебные заведения существует давно, с 1985 года. После окончания художественного отделения можно приходить на дополнительные занятия. Они проводятся с учетом специфики требований вступительных экзаменов. Иногда ребята, уже будучи студентами, обращаются за помощью, консультацией по курсовым работам.
Конечно, проще к вступительным экзаменам подготовить выпускника художественного отделения, но бывают случаи, когда приходит человек с нулевой подготовкой. Захотелось ему попробовать свои силы в изобразительном искусстве, а время упущено, перед поступлением год или два.
Например, пришел подросток, впереди 11-й класс, и хочет поступать в архитектурный институт, а предыдущей подготовки никакой. За короткое время нужно было дать основы конструктивного рисунка, тонального мышления, вдобавок знания и навыки по черчению. Ничего, справились, парень поступил, окончил вуз, потом и аспирантуру. Сейчас он работает в Санкт-Петербурге. И такие случаи не единичны. – Знаете ли вы о том, как развивается дальнейшая жизнь ваших учеников? Много ли тех, кто выбрал для себя путь художника?
– Первый выпуск на художественном отделении состоялся в мае 1983 года, тогда первые 10 учащихся получили свидетельства о начальном художественном образовании. Две выпускницы из первого выпуска поступили в профильные высшие заведения: Оксана Ястребова училась на художника-модельера, Елена Разживина – на архитектора. С тех пор наши выпускники ежегодно по одному-два, а то и более поступают в различные учебные заведения профильного характера.
На счету нашего художественного отделения 245 выпускников. Из них 46 окончили средние и высшие профильные учебные заведения, стали архитекторами и дизайнерами, педагогами, перечень полученных профессий наших выпускников широк. Судьба разбросала их по всей России: от Владивостока до Москвы. Некоторые уже стали членами Союза художников (как Ксения Панькова, г. Омск), участниками творческих объединений (как Яна Костина, г. Хабаровск). Многие нашли себя в синтезе журналистики и искусства – Вера Молдованова (г. Москва), Анастасия Малеванная (г. Уссурийск).
Разнообразие приложения творческих сил наших выпускников бесконечно. Эти ребята – наша гордость, сила и будущее!
На снимке: Художественное отделение выбирают ребята, увлеченные искусством. Фото 1991 г. (А. К. Харламов второй слева).