По зову сердца Здесь, на сопке Снеговой, многолюдно бывает редко. Все-таки мемориал – место скорби и тишины – это братская могила тысяч советских воинов. А у подножия, слева от входа на мемориал на Снеговой, располагается старое железнодорожное кладбище.
Но в апреле тишину разогнали голоса – детские и взрослые. Здесь, возле Снеговой, собрались жители Пограничного, те, кто не по разнарядке, а по зову сердца решили прийти на субботник.
Как рассказала инициатор акции местная жительница Екатерина Александрова, обратиться к землякам она решила после увиденного. Заброшенные, заросшие бурьяном могилки, скопившийся мусор и прелая листва – эта неприглядная картина запала в ее сердце и стала толчком к действию. В сети Интернет она кинула клич, и кто захотел, кто смог, тот и пришел на помощь.
В уборке территории старого кладбища приняли участие около 30 человек: сотрудники полиции, таможни, некоторые жители микрорайона. Подметали, сгребали мусор, упаковывали его в черные мешки. А затем работники ХОЗУ Пограничного городского поселения вывезли собранный мусор, получилось более полутора КамАЗов. Работники культурно-досугового центра п.Пограничный обновили краской ограждения.
За один раз энтузиасты не смогли полностью охватить территорию старого кладбища, да и закончились мешки для упаковки мусора. Поэтому решили вернуться и доделать 20 апреля. В этот раз вышли на субботник воспитанники секции дзюдо, ученики школы им. Байко тоже решили поддержать земляков и помочь в уборке.
Жители Пограничного не только навели порядок на территории старого кладбища. Дзюдоисты закупили цветы и украсили ими могилки. Пока, как рассказала инициатор Екатерина Александрова, хватило не всем, но со временем цветы постараются возложить на все могилки.
Такие порывы жителей местным властям стоит только поддерживать. С течением времени уходит знание о том, что здесь находилось кладбище, на котором хоронили железнодорожников, жителей микрорайона. Первые захоронения относятся к дореволюционным годам, есть и довоенные, послевоенные могилы. Долгие годы за старым кладбищем ухаживали работники станции, но в последнее время шефство сошло на нет.
А некоторое время назад с могил, памятников пропали таблички, видно, лихие люди содрали их и сдали на металл. Вот так множество старых могил лишились имен. Сейчас почти невозможно определить, где и чья могила.
В истории старого кладбища много известных имен, громких событий, вызывавших когда-то общественный резонанс. Вот, к примеру, здесь похоронен мальчик – сын владельца макаронной фабрики Шильникова (это высокое кирпичное здание без окон и сейчас стоит за помещением общества инвалидов на ул. Ленина), убитый контрабандистами, просившими за него выкуп. Об этом случае во Владивостоке даже была опубликована книга, ставшая бестселлером. Она сейчас хранится в Российской государственной библиотеке: «Дневник Иннокентия Шильникова с 7-го июня с. г. о похищении сына его Петра 9-ти лет хунхузами из ст. Гродековой 10 июня в 3 ч. дня».
На одном из старых стволов деревьев прибита табличка, упавшая с памятника, где сказано, что здесь покоятся два железнодорожника – 27-летний Василий Самойлович Сопельняк и 35-летний Виктор Елизарович Поденко. Оба погибли от рук японских милитаристов при исполнении служебных обязанностей 11 августа 1945 года. «Паровозная служба и паровозное отделение будут долго хранить память о наших дорогих товарищах», – такой текст выбит на табличке…
О Василии Самойловиче есть упоминание в книге Н. С. Конарева «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945»: «В Маньчжурии железнодорожники шли вслед за наступающими войсками и, невзирая на непогоду, немедленно начинали восстанавливать пути, нередко под обстрелом врага. Во время рекогносцировки участка японским солдатом-смертником, оставленным в тылу наших войск, был убит заместитель начальника службы паровозного хозяйства Приморской дороги В. С. Сопельняк».
Тогдашним железнодорожникам в августе 1945 года пришлось непросто. Вслед за наступающими советскими войсками они трудились изо всех сил. «Требовалось восстановить разрушенное, перешить путь на колею 1524 миллиметра, произвести колоссальные ремонтные работы. Японцы на маньчжурских дорогах не меняли гнилые шпалы. И на многих участках около половины шпал оказались негодными для пропуска наших поездов. Такое же положение и с рельсами. Они были сильно изношены и требовали замены. Только на направлении Маньчжурия – Харбин – Пограничная пришлось заменить 485 тысяч шпал и 3166 рельсов. Общая длина отремонтированных главных и станционных путей составила 1786 километров», - так сказано в той же книге о подвиге железнодорожников.
Горько сознавать, что старое железнодорожное кладбище приходит в запустение, что коллеги больше не считают нужным нести над ним шефство. Но радует, что жители Пограничного не остаются в стороне, что память живет, а сердца остаются горячими.
Дина Бушуева.
Фото автора.
На снимке: Субботник на сопке Снеговой собрал неравнодушных людей.