Елена Кислицына: Главное – стабильность бюджета Легко ли управлять финансами? Жизнь любого человека связана с деньгами, но, признаемся честно, не многие могут эффективно справиться и с ведением семейного бюджета. А если говорить о районе, то сложность и ответственность возрастают в разы.
Рассказать о районном бюджете и работе, связанной с его распределением и наполнением, мы попросили Елену Валентиновну Кислицыну – начальника финансового управления администрации Пограничного района, опытного и знающего финансиста.
– Елена Валентиновна, расскажите, из каких средств складывается районный бюджет?
– Бюджет как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, соответственно состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходы бюджета формируются за счет пяти налоговых (это составляет 48%), восьми неналоговых (6%) источников, что составляет собственные доходы, и 23 видов безвозмездных поступлений из краевого и федерального бюджетов – это 46% от общей суммы.
Источников формирования районного бюджета немного. Основными являются налог на доходы физических лиц – 80%, налоги на совокупный доход от малого бизнеса – 7%, и арендные платежи от использования муниципального имущества – 7%. – А расходы? На какие цели идут бюджетные средства?
– Расходы бюджета формируются в соответствии с принятыми обязательствами на выполнение 71 полномочия согласно федеральному закону № 131 «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Если в 2013 году район исполнял 42 полномочия, то с 2015 года добавились 29 полномочий, перешедших от сельских поселений. Соответственно расходы бюджета выросли с 351 млн руб. в 2013 году до 364 млн руб. в 2016 году, или на 3,7%.
Формируя расходные обязательства, учитываем приоритетные статьи расходов бюджета: заработная плата со всеми налоговыми отчислениями, расходы на содержание бюджетных учреждений (оплата за электроэнергию, теплоснабжение, водоснабжение и т. п.), расходы на содержание детских дошкольных учреждений, включая питание детей. Есть и другие обязательные направления. Рост расходов на оплату труда за три года по сравнению с 2013 годом составил 116%, на эти расходы направляется 70% бюджетных средств. – Елена Валентиновна, расскажите об основных параметрах нынешнего бюджета.
– Главное для нас – это стабильность бюджета, его сбалансированность и исполнение доходной части.
Бюджет 2017 года по доходам утвержден в сумме 368 млн руб., по расходам - в сумме 406,1 млн руб., с превышением расходов над доходами в сумме 38,1 млн руб. Источником покрытия такого дефицита бюджета являются остатки бюджетных средств на начало года. Это позволило запланировать в полном объеме расходы на содержание муниципальных учреждений и средства на муниципальные программы по ЖКХ, культуре, образованию.
Результатом проводимой бюджетной политики является то, что в районе нет задолженности по заработной плате перед работниками бюджетной сферы, нет просроченной кредиторской задолженности, отсутствует муниципальный долг.
За трехлетний период, с 2014 по 2016 годы, доходная часть бюджета приросла по сравнению с 2013 годом на 111,7%, или на 41,5 млн руб., и составила 397 млн руб. Наибольший рост произошел по основному доходному источнику, формирующему бюджет – налогу на доходы физических лиц – на 122%. Поступления от использования муниципального имущества выросли на 127%.
Действующий механизм выравнивания бюджетной обеспеченности позволяет обеспечивать поселения района средствами для выполнения их полномочий. В среднем в год эта сумма составляет порядка 13,5 млн руб. – Бюджет сейчас утверждается не на один год, а на три. Какие видите в этом преимущества? Какие еще в последние годы внесены важные нововведения в бюджетное законодательство?
– Постоянно совершенствуется бюджетный процесс, повышается эффективность использования финансовых ресурсов. С 2016 года мы перешли на программно-целевой метод формирования бюджета. Доля программных расходов, то есть расходов, непосредственно связанных с целями и результатами бюджетной политики, составила 82,5% всех бюджетных средств.
Важным является то, что с 2016 года району вместо дотации установили отчисления налога на доходы с физических лиц по дополнительному нормативу на три года в размере 31%. Условия таковы, что если налога фактически поступает больше, чем расчетная сумма замененной дотации, то он остается в районе. Если меньше, то разницу не компенсируют. По итогам 2016 года в районный бюджет дополнительно поступило 31,5 млн руб. – Бюджет сохраняет свою социальную направленность? Какие установлены приоритеты в выделении средств из бюджета на софинансирование по программам.
– Структура расходов бюджета не меняется, приоритетное финансирование получает социальная сфера в размере 80% всех бюджетных средств. Ведь конечная цель – сделать всё возможное для того, чтобы учреждения эффективно работали, а обязательства перед населением были выполнены.
Три последних года проводится большая работа по участию района в государственных программах на условиях софинансирования. Доля привлеченных средств из краевого и федерального бюджетов за это время выросла в два раза - с 5 млн руб. в 2013 году до 10 млн руб. в среднем за период 2014-2016 годов.
Поданные документы на участие в государственных программах Приморского края в этом году уже на сегодня привлекли 13 млн руб. средств краевого бюджета.
Район участвует в государственных программах в сфере ЖКХ, образования, культуры, социальной политики, малого предпринимательства. В рамках программ были проведены реконструкция здания ДОУ № 2 в с. Бойком, замена окон, ремонт крыш, систем отопления, установка видеонаблюдения и освещения, ограждены учреждения образования и культуры. Также проведена реконструкция котельных в селах Сергеевка и Жариково, приобретено оборудование для оказания государственных и муниципальных услуг населению, открыт МФЦ. – Наверняка у вас есть свой взгляд на источники пополнения бюджета. В чем видите резервы?
– Как уже говорилось, основными источниками формирования бюджета являются НДФЛ, налоги на совокупный доход от малого бизнеса и арендные платежи. Соответственно и пополнение бюджета зависит от уровня выплачиваемой заработной платы, количества работающих на территории района предприятий и предпринимателей. – Как скажется на бюджете района изменение ставок арендной платы за землю, получим ли приток средств?
– Следует отметить, что было принято решение подходить к арендаторам земель сельхозназначения более дифференцированно, поскольку пользуются землей как крупные предприятия, так и фермеры, предприниматели. – Проекты бюджета проходят через публичное обсуждение, какие пожелания высказываются населением, видите ли вы активность жителей в ходе обсуждений?
– Любой проект бюджета перед утверждением размещается в сети Интернет и выносится на публичные слушания, в которых может принять участие любой гражданин. Но вот активности жителей района при обсуждении бюджета не вижу, пока не пользуется популярностью такое условие прохождение через публичные слушания. Возможно, по другим вопросам активные жители высказывают свои мнения, но не по бюджету. Видимо, у кого есть пожелания и замечания, находят возможность и обращаются к главе района, к своим депутатам.
Жители района могут воспользоваться сетью Интернет, где на официальном сайте районной администрации в разделе «Открытый бюджет» можно получить наглядную и исчерпывающую информацию о бюджете района за последние годы.