Выбираешь предметы для ГИА – думай о будущей профессии 30 сентября в школах Пограничного района был проведен первый этап анкетирования учеников 9 и 11 классов и их родителей по выбору предметов для участия в государственной итоговой аттестации (ГИА). Всего в течение учебного года будет проведено три этапа анкетирования.
Сделать выбор - в начале года
Окончательный выбор предметов для ГИА одиннадцатиклассники должны будут сделать до 1 февраля 2017 года, а девятиклассники – до 1 марта 2017 года, но с учетом сроков внесения сведений о выборе участников ГИА в региональную информационную систему (РИС) фактически – до 20 января (11 класс) и 20 февраля (9 класс). Очевидно, что чем раньше участник ГИА определится в своем выборе, тем раньше он начнет готовиться к экзаменам и будет иметь больше шансов на положительные результаты.
Выбор предметов для ГИА фактически является выбором будущей профессии. Именно результаты итоговой аттестации являются основанием для зачисления в выбранное учебное заведение. Для девятиклассников это своего рода репетиция, проба сил, в ходе которой станет ясно, смогут ли они получить положительный результат по выбранным предметам через два года. Поэтому уже к 9 классу ребята должны иметь представление о том, кем хотят быть. Это может быть не конкретная профессия, а профессиональная сфера, например медицина – значит, сдавать нужно химию и биологию. При ярко выраженных гуманитарных наклонностях выбирают обычно историю и обществознание или литературу и обществознание, при технических – физику и информатику. Полученные результаты помогут понять, соответствует ли сделанный выбор возможностям будущего выпускника.
Выбор одиннадцатиклассников должен быть еще более осознанным, то есть предметы должны выбираться с целью поступления на конкретные специальности и соответствовать личным качествам выпускника. Неспособность определиться в выборе будущей профессии – это лишние экзаменационные предметы, а значит – распыление сил и низкий уровень подготовки.
Родители должны подсказать
Как показывает школьная практика, решающую роль в профессиональном самоопределении детей играют родители. Именно мамы и папы могут, так сказать, по-взрослому подойти к проблеме профессионального выбора через призму будущего трудоустройства. Поэтому очень важно включение в процесс выбора предметов для ГИА родителей школьников на начальном этапе. Позднее включение родителей в этот процесс может деморализовать ребенка, несколько месяцев готовившегося к экзаменам по одним предметам и вынужденного сдавать по воле родителей другие. Ясно, что в этой ситуации хороших результатов не будет.
Предметы нужно выбирать осознанно
Еще одной проблемой выбора предметов для ГИА является массовый, порой бездумный выбор в качестве экзаменационного предмета обществознания. По итогам ГИА 2016 года в Пограничном районе количество девятиклассников, выбравших обществознание в качестве экзаменационного предмета, составило 74,30%, одиннадцатиклассников – 70,87%. Кто-то выбирает его, поскольку считает самым легким из всех экзаменационных предметов, что является большим заблуждением. Кто-то на всякий случай, поскольку этот предмет позволяет участвовать в конкурсе на множество специальностей. Конечно, если выбор обществознания осознанный, хорошо взвешенный, соответствующий способностям выпускника, в этом нет ничего плохого. Но здесь необходимо учитывать, что набрать конкурентоспособные 80-90 баллов по обществознанию так же трудно, как по любому другому предмету. А полученные по этому предмету 40-50 баллов обрекают семью не только на платную форму обу-чения студента, но и в дальнейшем на проблемы в трудоустройстве.
Уважаемые родители, без помощи взрослых в вопросе выбора будущей профессии детям не обойтись. Но оказание такой помощи вовсе не означает, что школьники не должны предпринимать никаких самостоятельных действий.
Марина Горностаева,
главный специалист
по школам отдела народного образования.