К учебному году – готовы Накануне нового учебного года педагоги Пограничного района собрались на традиционную августовскую конференцию. С новыми силами после каникул взялись за работу – поводили итоги прошедшего учебного года, выявляли проблемные вопросы, определяли пути их решения и вырабатывали задачи на перспективу. В работе конференции приняли участие делегации из 12 образовательных организаций района.
Первая половина дня – торжественное мероприятие и теоретическая часть, а вторая – обмен опытом в методических объединениях учителей-предметников.
Поприветствовать учителей и воспитателей, педагогов дополнительного образования, ветеранов и молодых специалистов прибыли глава Пограничного района Н. А. Тодоров, председатель Думы района И. А. Басюк, замглавы по социальным вопросам Н. М. Михлик, главы поселений, представители общественности.
Глава района Н. А. Тодоров, обращаясь к собравшимся, отметил важность работы педагогических коллективов, ведь от качества работы воспитателей и учителей зависит, какими будут жители района. Глава пожелал педагогам успехов в работе, благополучия в семьях, новых творческих свершений и хорошего настроения.
Со словами поздравлений обратился к участникам конференции депутат Законодательного собрания края С. А. Сопчук. За многолетний добросовестный труд, профессионализм и активную общественную деятельность он поблагодарил учителей Н. В. Артамонову, Н. В. Третьякову, И. А. Барабаш, В. В. Заболоцкую и воспитателя детского сада Н. С. Трошину и вручил им благодарности Законодательного собрания.
С докладом перед коллегами выступила начальник отдела народного образования Н. Г. Панкова. Она кратко охарактеризовала систему образования района, в котором насчитывается пять детских садов, пять школ (в том числе одно отделение и три филиала) и две организации дополнительного образования, которые обучают и воспитывают 3248 детей Приграничья.
Анализ деятельности Наталья Григорьевна начала с дошкольного образования. Если дети от 3 до 7 лет в нашем районе обеспечены местами в детсадах, то более 400 малышей в возрасте от 0 до 3 лет дожидаются своей очереди.
Основными задачами и в новом году остаются ликвидация очередности, осмысленное внедрение образовательного стандарта, повышение квалификации педагогов.
А вот в общем образовании не все так просто. Второй год учителя будут работать по новому историко-культурному стандарту, внедряются концепция школьного филологического образования с опорой на лучшие образцы классики, концепция развития математического образования с ее ключевой идеей «нет детей, неспособных к математике», продолжается внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», и с 1 сентября 2016 года начинает действовать стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наталья Григорьевна отметила несколько направлений развития общего образования. Это введение государственных образовательных стандартов. Если в начальной школе ФГОС уже понятен и освоен, о чем говорят проверочные работы в четвертых классах, то внедрение ФГОС второго поколения обязывает учителей в последующих классах быть более ответственными и творческими, подходить индивидуально к каждому ребенку.
Также необходимо работать над повышением качества знаний выпускников 9 и 11 классов.
Следующие направления, над которым предстоит активно работать в новом учебном году – поддержка одаренных детей, сохранение и укрепление здоровья школьников. Медосмотры показали, что почти 40% ребят имеют ослабленное зрение, около 39% – ортопедическую патологию.
Основными задачами по сохранению и укреплению детского здоровья остаются: повышение охвата школьников горячим питанием до 70%, внедрение комплекса ГТО и реализация специальных проектов и программ, посвященных здоровому образу жизни, мониторинг ситуации.
Третья составляющая системы образования в районе – дополнительное образование. У нас этим направлением занимаются Центр дополнительного образования детей, ДЮСШ и школа искусств.
Охват школьников кружками и секциями, занятиями в ДШИ составляет 85%. Но и здесь немало проблем: слабо развиты технические, туристско-краеведческие направления, а также направления, интересные старшеклассникам, особенно юношам.
Без совершенствования педагогического корпуса района, насчитывающего 215 человек, как отметила Н. Г. Панкова, невозможно движение вперед.
Но главная проблема – старение кадров. На сегодняшний день средний возраст педагогов составляет 47 лет. Учителей младше 35 лет всего 17 человек, а старше 50 – 64. Большинство учителей имеют высшее образование – 76%, а вот из воспитателей с высшим образованием только 13%. Следует обратить внимание и на аттестацию педагогических работников, особенно в детских садах.
На пороге вступление в действие профессионального стандарта, которым установлены единые требования к содержанию и качеству деятельности. Согласно стандарту педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию любых учеников – одаренных, с особыми потребностями в образовании, с ограниченными возможностями здоровья. И это требование накладывает на педагогических работников обязанность соответствовать современным запросам.
Еще одно важное направление работы – изменение инфраструктуры и расширение самостоятельности образовательных учреждений. Для этого школы и детские сады оснащаются системами видеорегистрации и видеонаблюдения, территории ограждаются, освещаются, проводятся капитальный и косметический ремонты.
Темой выступления директора школы № 1 Н. В. Тихоновой стала деятельность руководителя в условиях введения и реализации ФГОС.
Об особенностях ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который вводится с 1 сентября 2016 года, рассказала коллегам заместитель директора по учебно-воспитательной работе отделения № 1 школы № 1 Н. В. Артамонова. Похоже, что эта тема волнует педагогических работников, потому что в зале сразу же началось обсуждение.
Изменения в законодательстве, модернизационные процессы в образовании требуют новых подходов в воспитании подрастающего поколения. Наработками поделилась замдиректора по воспитательной работе Барано-Оренбургской школы Е. С. Шахудина.
О требованиях к изменяющейся системе дополнительного образования рассказала директор Центра дополнительного образования детей Е. В. Диденко, а темой выступления и. о. заведующего д/с № 3 В. В. Никора выбрала опыт работы по организации образовательной деятельности в саду в соответствии с новым законодательством.
Завершающим аккордом мероприятия по хорошей традиции стало представление коллегам молодых учителей. Анастасия Аницой будет вести историю в Барано-Оренбургской школе, Вера Щепина – учитель начальных классов Сергеевской школы, Татьяна Губина станет преподавать физическую культуру в школе № 1.
С добрыми словами поздравлений и наказами молодым выступила от имени коллег лучший педагог Пограничного района 2016 года учитель математики первой школы И. И. Закирова:
– Надеемся, что вы пришли в профессию по призванию. Потому что только так можно задержаться в ней надолго или, как многие из нас, навсегда. Хочется пожелать вам терпения, обращайтесь к коллегам, они вам помогут. Как говорила Людмила Демьяновна Кожемякина, которая 25 августа отмечала юбилей – 75 лет, ученики нам даются на время, поэтому успейте дать им знания по своему предмету и помогите им стать хорошими людьми. В добрый путь!
Творческие подарки представителям педагогических коллективов в этот день дарили малыши из детского сада № 2, вокалисты из ансамбля «Дивертисмент», солистки Т. Могилатова, Н. Погорнева. Дина БУШУЕВА.
Фото автора.
На снимке: Грамотами от отдела народного образования были отмечены учителя А. Байдракова, В. Кучерова, А. Девяткина, Е. Меридонова (слева направо).