Дежурная часть слушает… Дежурная часть - настоящий центр управления, сердце отдела полиции. Именно сотрудники этого подразделения первыми принимают от населения сообщения о преступлениях, правонарушениях, координируют действия оперативных служб и следственно-оперативной группы, первыми общаются с заявителями. Все это не понаслышке знают оперативный дежурный майор полиции Алексей Самусь и помощник дежурного прапорщик полиции Андрей Перов, которые заступают на суточное дежурство вместе.
Наш разговор с сотрудниками дежурной части проходил во время службы. Конечно, просто так в «ядро» полиции посторонних не пускают. Туда вообще никого кроме дежурной смены не пускают. Но показать работу оперативного дежурного и его помощника невозможно, не окунувшись в эту атмосферу.
Успеть за 24 часа
Телефон не смолкал, мимо окна дежурки постоянно курсировали люди в погонах – одни выходили, другие входили в помещение, дежурные успевали отвечать на звонки, мониторить пропускную систему в здании отдела полиции и нажимать потайную кнопку, чтобы открылись двери, отсматривать видеокартинку на экранах мониторов.
Помещение дежурной части больше напоминает небольшой штаб управления: на мониторах компьютеров изображения с камер видеонаблюдения, кругом висят карты, несколько телефонов, датчики сигнализаций.
Служба в дежурной части – не каждому по плечу, главное качество, которым должен обладать любой оперативный дежурный, - способность быстро принимать решения. Необходимо иметь хорошую юридическую подготовку, большой опыт работы в органах внутренних дел. Как правило, в дежурную часть приходят участковые, дознаватели, следователи, инспектора патрульно-постовой службы. А. Самусь служит в органах уже двадцать лет, был рядовым, потом дослужился до командира взвода ППС, затем - старшим инженером-программистом штаба. Его напарник А. Перов – двадцать четыре года в правоохранительных органах. Служил участковым, младшим следователем, патрульно-постовым, имеет опыт работы в службе административных правонарушений.
Еще одно немаловажное качество, которым должны обладать дежурные – умение общаться с людьми. Ведь мнение об отделе внутренних дел во многом складывается от общения с сотрудником дежурной части. Именно поэтому дежурные должны быть хорошо воспитанны, корректны, отчасти должны быть и психологами.
Посетители, обращаясь по телефону или лично в дежурную часть, порой находятся в состоянии душевного волнения, не всегда могут ясно и четко изложить свои мысли, и дежурному приходится находить индивидуальный подход к каждому человеку. Знание психологии необходимо для того, чтобы почерпнуть максимум важной информации из разговора с посетителем, разобраться в ситуации и организовать работу над раскрытием преступления, совершенного в отношении человека.
Быть в курсе
- Наша основная задача – приём и регистрация заявлений и сообщений от граждан. Мы обязаны принять заявление в любое время дня и ночи. К нам часто поступают обращения консультативного характера. По каждому из них пытаемся дать исчерпывающий ответ, разъясняем, как поступить гражданину, куда обратиться, если требуется, - рассказывает о своей службе Алексей Самусь. - Дежурная часть координирует действия оперативных служб и следственно-оперативной группы. Практика показывает, что основная масса преступлений и правонарушений, которыми в дальнейшем занимаются сотрудники ОВД, зарегистрированы сотрудниками нашего подразделения. Даже если пострадавшие обратились непосредственно к сотруднику другой службы, он обязательно сообщит о поступившем заявлении в дежурную часть, и оно будет зарегистрировано. Мы должны быть в курсе всего, так как в наши задачи входит отслеживание оперативной обстановки на обслуживаемой территории, - говорит А. Самусь.
После того как сообщение зарегистрировано сотрудником дежурной части, тут же начинается работа. Если это касается семейно-бытовых отношений, то сообщение передаётся участковым уполномоченным полиции, если регистрируется преступление, то на место происшествия выезжает следственно-оперативная группа, в состав которой входят следователь-дознаватель, кинолог, эксперт-криминалист, оперуполномоченный. Если сообщение о том, что на улице происходит драка, на тротуаре лежит пьяный человек либо во дворе распивают спиртные напитки и т.д., то выезжает патрульно-постовой наряд.
Позвоню я, позвоню…
В дежурную часть обращаются и звонят по разным вопросам, но чаще всего с жалобами на шумных соседей. За сутки дежурные регистрируют 4-5 подобных сообщений.
- Дежурная часть не может не отреагировать на подобные заявления, практика показывает, что скандал, бытовая ссора могут привести к самым тяжким последствиям, - рассказывает Алексей Самусь. - Поэтому мы своевременно направляем участковых, которые выясняют суть скандала, составляют протоколы в случае обнаружения признаков административного нарушения.
Случаются и такие звонки в дежурную часть: «Который час?», «Помогите, захлопнулась дверь в квартиру, куда обратиться?», или звонят люди, которым хочется просто поговорить о жизни. Одно время двухлетний малыш регулярно общался с полицейскими, оказалось, что мама давала мальчику телефон в качестве игрушки, а он случайно дозванивался в дежурку. Звонят дети, когда родители начинают выяснять отношения между собой, и словесная перепалка переходит в драку. В такой момент дежурным нужно постараться успокоить ребенка и направить полицейских для разрешения инцидента между эмоциональными взрослыми.
Вот такая она, служба в дежурной части - напряженная, насыщенная событиями радостными и не очень, но очень нужная нам, гражданам, которые в трудную минуту обращаются за помощью в полицию.
Юлия Балесная.
Фото автора.
На снимке: А. Самусь (слева) и А. Перов более двадцати лет служат в правоохранительных органах.