Развивать, а потом учить! Человек наделен множеством чувств, с помощью которых он постигает окружающий мир. И чем больше чувств задействовано, тем больше развивается его мозг, тем богаче и полноценнее воспринимается окружающая действительность.
Учителю, занимающемуся развитием ребенка, необходимо сначала «разбудить» эти чувства. Ведь ребенок может смотреть, но при этом может не видеть, слушать и не слышать. Мышление делает осознанным чувственное восприятие. Начиная размышлять об увиденном или услышанном, человек развивает своё восприятие, его внимание становится произвольным, а восприятие - осознанным.
Именно на этой основополагающей идее построена авторская методика по развитию детей нашего земляка Б. И. Таракановского. Автор в результате многолетнего педагогического труда пришел к простому выводу – сначала у ребенка должна быть сформирована база в виде развитого восприятия окружающего мира, а уже потом на ней можно с успехом развивать мышление, воображение ребенка. То есть развивать его природную уникальность, одаренность.
Временно-пространственные представления являются такой базовой психической функцией. К сожалению, в современной школе её развитию уделяется недостаточно внимания. Именно поэтому мы встречаем даже среди выпускников школы детей, у которых данная функция не развита. В этом случае ребенок не может даже элементарного – нарисовать куб, а тем более сориентироваться на карте или понять чертеж. В результате – стойкая неуспеваемость по предметам, где эти представления востребованы, а это не только точные, но и гуманитарные науки.
Борис Иванович Таракановский более четырех десятков лет работал над развитием у детей базовых психических функций. В результате он нашел те упражнения, которые эффективно развивают временно-пространственные представления у детей. В настоящее время Борис Иванович проводит методическую работу по распространению своего опыта среди учителей не только нашего района, но и края. Его опыт изучен и одобрен к применению ученым советом Приморского краевого института повышения квалификации педагогических работников.
Борис Иванович длительное время ведет факультативы для детей и занимается с ними индивидуально. Отмечены положительные результаты не только в области развития временно-пространственной ориентировки у детей, но и рост их успеваемости по предметам.
В текущем учебном году Борис Иванович планирует заниматься с детьми на базе Центра дополнительного образования и приглашает к себе в группу на развивающие занятия учащихся всех школ района в возрасте от 7 до 16 лет. Занятия бесплатные. Они будут проводиться с каждым ребенком по заявлению родителей по индивидуальной программе.
Справка «ВП»
Борис Иванович Таракановский, учитель трудового обучения КГКСКОУ Пограничная КШИ, окончил художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института. Квалификация по диплому – учитель черчения и рисования.