Зовет в полет мой дельтаплан Дельтаплан - удивительная штука! Вроде бы металлическая, весомая, а летит по воздуху. Когда чувствуешь это впервые, то кажется очень странным, что он так легко летит.
И еще более странно, когда он подымает в воздух ещё и тебя самого, и ты начинаешь чувствовать воздух вокруг, ощущать через крыло потоки, сквозь которые ты пролетаешь и в которых кружишься, набирая высоту. А рядом облака, приближаясь к которым и даже слегка заныривая в них, ощущаешь скорость и холод высоты, пробирающийся через перчатки. Поднимаясь в небо с другими дельтапланами в одном потоке, оказываешься то выше других, то проваливаешься, сильный и резкий поток постоянно выбрасывает тебя из спирали и, потеряв только что набранную высоту, опять пытаешься в него вкрутиться. Но словами всех эмоций не передать, нужно испытать всё это самому. А для этого нужно научиться летать - как житель Приграничья Виктор Суренович Овсепян.
Местный самоделкин
Первый самодельный летательный аппарат Виктор Суренович смастерил из подручных железок почти тридцать лет назад. Тогда он жил в Арсеньеве, где существовала организация по проведению полетов на дельтапланах. На самых первых аппаратах полеты проходили всего несколько минут. Затем арсеньевские самоделкины решили усовершенствовать технику и добавили к дельтапланам моторы. Теперь в небе они могли проводить по нескольку часов.
- Желание мастерить, делать что-нибудь руками у меня от отца, - рассказывает В. Овсепян. – Он всегда имел с собой инструменты, мог любую поломку устранить. Хорошо помню, как он чинил мою игрушечную машинку. Колесики маленькие вытачивал, потом к кузову прилаживал. Свои умения потом отец мне передал, а вот брат мой больше рыбачить любит.
В конструировании дельтапланов помогают и знания по геометрии и алгебре, полученные в Уссурийском сельхозинституте. Я без труда могу начертить модель будущего аппарата, произвести все необходимые расчеты.
Сегодня в гараже В. Овсепяна ждут своего часа два самодельных летательных аппарата. Каждый из них рассчитан на двоих человек. В качестве мотора Виктор Суренович использовал двигатель от японской машины. На дельтаплане он бороздил небесные просторы от Пограничного до Бойкого, Барано-Оренбургского.
Помимо дельтаплана, Виктор Суренович из подручных материалов собрал и аэроглиссер с воздушным винтом. Это небольшое судно, курсирующее на мелководье за счет воздушного винта.
В планах у местного самоделкина сотворить еще один летательный аппарат - автожир. Он тяжелее воздуха, отличается от самолёта тем, что основной несущей поверхностью служит воздушный винт-ротор, свободно вращающийся вокруг вертикальной оси под действием встречного потока воздуха. Еще автожир называют – гироплан. Скорость, которую развивает этот летательный аппарат, может доходить до 170 км/ч. По маневренности такие летательные аппараты превосходят самолеты и совсем немного уступают вертолетам. Практически все модели способны совершать вертикальную посадку и обладают способностью висеть в воздухе при сильном ветре. Неоспоримым преимуществом автожиров является безопасность полетов. При потере скорости он просто начинает снижаться, а не уходит в штопор как самолет.
Десять лет назад Виктор Суренович с друзьями на день поселка на аэродроме организовывали авиашоу. На самолете АН-2 смогли полетать приграничненцы, увидеть районный центр с высоты птичьего полета, особый восторг это вызывало у детей. Красивыми и яркими были прыжки парашютистов, полеты на дельтапланах. Это был настоящий праздник для людей всех возрастов. В. Овсепян мечтает возродить проведение таких авиашоу в Пограничном районе.
Под крылом дельтаплана
Как только на улице потеплеет, Виктор Суренович с энтузиастами летного дела начнет подниматься в небо. Последние несколько лет они собираются в Хороле или в Арсеньеве. Среди приграничненцев В. Овсепян приверженцев дельтапланеризма не нашел. Свои навыки по вождению летательных аппаратов он передает и своим ученикам. Многие из тех, кто бороздит небесные просторы Приморья, получили летные уроки от В. Овсепяна. В прошлом году с его помощью поднялся в небеса бывший десантник.
«При обучении новичков говорю им, что в полете нельзя расслабляться, в небе любая ошибка может стоить жизни, и не должно быть сомнения в принятом решении. Чуть засомневался и все – упал…
Когда сам только начинал подниматься в небо, два раза ломал руку, - рассказывает В. Овсепян. – Дельтапланом сложнее управлять, чем машиной. Аппарат постоянно стремится завалиться, поэтому нужно уметь держать равновесие. Хотя в небе безопаснее, чем на дороге».
Самое удивительное - Виктор Суренович признается, что боится высоты. Но этот страх нисколько не мешает ему подниматься в небо, где, по его словам, боязнь улетучивается, а появляется удовольствие от полета, от парения над землей.
- Там под тобой крошечные здания, люди, а ты свободен от всего земного, - делится впечатлениями В. Овсепян.