Прокатился с ветерком до... больницы В свои тринадцать-четырнадцать лет многие подростки считают себя вполне взрослыми. Определенные основания для этого есть: родители их оставляют дома с младшими братишками-сестренками, отправляют за мелкими покупками в ближайший магазин, поиграть с друзьями во двор отпускают без присмотра взрослых. А там столько соблазнов! Вот другу родители купили новый велосипед, а там у старшего брата одноклассницы, живущей по соседству, появился мопед… Вот и старается ребенок своими хорошим поведением и учебой «заслужить» и себе такую же технику.
Весна и лето - именно то время, когда на улицах среди оживлённого транспортного потока довольно часто можно встретить несовершеннолетних водителей мопедов, скутеров и велосипедов. И не задумываются ребята, что такой техникой на дороге можно управлять только по достижении определенного возраста - мопедом разрешено управлять лицу, достигшему возраста 16 лет, велосипедом – 14 лет. Несмотря на это, находятся родители, которые покупают своим детям в 13–14 лет мопеды и скутеры. Вместе с тем ограничение возраста управления скутером или мопедом не случайно.
Водитель, являясь участником дорожного движения, согласно пункту 1.3 ПДД РФ обязан знать требования правил, сигналов светофора, дорожных знаков, знаков разметки, также выполнять распоряжения регулировщика. И если в отношении водителя мы однозначно удостоверяем знание им Правил дорожного движения соответствующим документом и наделяем его правом управления данным видом ТС, то в отношении лиц, управляющих скутером, мопедом или велосипедом — документальные доказательства знания ими Правил дорожного движения пока отсутствуют. Соответственно значительно возрастает риск участия в дорожно-транспортных происшествиях лиц, управляющих мопедом или велосипедом. Наиболее распространённые нарушения, совершаемые такими водителями, — неправильное расположение на проезжей части, нарушение очерёдности проезда, непредоставление преимущества в движении.
Анализ аварийности по Приморскому краю из года в год подтверждает увеличение роста ДТП с несовершеннолетними водителями. Только на примере нашего района можно убедиться, что на чужих ошибках мы учиться не желаем.
2013 год: 3 ДТП с участием мопедов (мотоциклов).
Пострадали: 2-летняя пассажирка, 16-летний водитель мотоцикла (без водительского удостоверения категории «А»). В третьем ДТП 15-летний подросток (водитель мопеда) отделался легким испугом, но погиб водитель 2-го мопеда – 20-летний молодой человек.
2012 год: 3 ДТП с участием мопедов.
Пострадали три юных водителя мопедов: одиннадцати, тринадцати и четырнадцати лет.
2011 год: 3 ДТП с участием мопедов.
Пострадали два девятилетних пассажира. 15-летняя девушка – пассажир мопеда, погибла.
Все дети – пассажиры мопедов, пострадали по вине своих близких людей. Родители, самые родные и близкие люди, которые, казалось бы, должны заботиться о своих детях, подвергают опасности жизнь своих детей. Родителям, приобретающим для подростка мопед, необходимо понимать следующее:
у подростков физические и психологические функции находятся в процессе становления, поэтому они не могут в полной мере ориентироваться в сложной дорожной обстановке, оценить дистанцию и скорость транспорта, вовремя совершить манёвр или уступить дорогу;
в этом возрасте у подростков проявляется так называемый подростковый максимализм — время, когда подросток стремится к испытанию своих возможностей, ему важно в этот период не уронить себя в глазах сверстников. Эти стремления реализуются в рискованном вождении, превышении безопасной скорости — всё это происходит на фоне недостаточного опыта вождения и полного отсутствия умения контролировать ситуацию;
физические особенности: сравнительно малые размеры и вес ребёнка. Подросток вынужден прилагать определённые физические усилия, чтобы управлять скутером;
в случае дорожно-транспортного происшествия риск повреждения жизненно важных органов от удара элементами конструкции транспортного средства у детей значительно выше, чем у взрослых.
Наталья Губарева,
инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД.