Виктор Стригуненко: «В песнях живет моя душа» Бард, музыкант, гитарист, автор и исполнитель песен, мореплаватель, специалист рыбной продукции, знаток поварского дела – это все ипостаси одного человека - Виктора Стригуненко. Что из этого ближе ему и важнее? К чему чувствует истинное призвание – узнаем из беседы с нашим гостем.
Справка «ВП»
Виктор Петрович Стригуненко родился и вырос в поселке Пограничном. Учился в школе, играл в футбол, увлекался танцами, занимался в детской музыкальной школе. Уроки музыки сыграли в его дальнейшей творческой жизни важную роль, он стал писать песни. В Пограничном живет его мама, родные и друзья, здесь его малая родина, которую он воспевает в произведениях собственного сочинения.
С песенным творчеством своего земляка Виктора Стригуненко пограничненцы впервые смогли познакомиться на местном фестивале бардовской песни «Ветер перемен» в прошлом году. С тех пор количество его песенных сочинений только увеличивалось, их набрался не один диск. В редкие приезды в поселок Виктор при случае старается встретиться со зрителями. В сентябре выступал на поселковом празднике, потом был его дебют на фестивале бардовской песни «Приморские струны».
- Виктор, начнем разговор с дебюта на Приморском фестивале бардовской песни. Как было принято твое выступление, с каким настроением вернулся?
- Фестиваль был уже 35-м по счету. Понятно, что народ собрался маститый в бардовском движении, но, несмотря на то, что я новичок, в грязь лицом не ударил. В номинации «Автор» исполнял две песни «Край родимый» и «Памяти Геннадия Заволокина».
Предваряя исполнение второй песни, я предупредил публику: мол, еще не отошел от впечатлений от конкурса «Играй, гармонь», в котором участвовал этим летом. Среди тысяч гармонистов я там был один гитарист. Образно говоря, меня участники были готовы гармонями закидать как нарушителя традиций. Но когда спел под гитару песню об их кумире, а потом усилил впечатление песней о русской чудо-гармони, публика разразилась овациями, признала меня за своего. Так что на бардовском фестивале я просил ценителей этого жанра не закидавать меня гитарами, потому что пел песню о гармони. Дебют оказался успешным, получил звание лауреата. - Песня, посвященная Заволокину, стоит первой в перечне твоих произведений на диске. Она действительно была первой и стала началом творчества? Почему выбрана именно эта тема?
- С этим связаны глубокие личные мотивы, в чем-то посыл к написанию этой песни исходит из истории нашей семьи. Дело в том, что мой отец Петр Евгеньевич буквально боготворил создателя программы «Играй, гармонь» и композитора Геннадия Заволокина. По большому счету, он смотрел по телевизору только программу «Время» и эту передачу. Тем более, что сам играл на гармошке. Под воздействием отца и просмотров этой программы формировались и мои музыкальные пристрастия, вкус. Как-то под впечатлением от очередного просмотра передачи я сложил стихи о Г. Заволокине. Причем мне хотелось не просто в стихотворной форме выразить свои чувства к этому великому человеку – подвижнику народного музыкального жанра, а петь о нем. Душа так просила. Правда, непростым оказался путь переложения текста на музыку. В то время я еще не пытался писать мелодии на свои стихотворные сочинения. Попробовал обратиться к профессиональным музыкантам, но в итоге мотив к песне сочинил сам. - А способности писать стихотворные тексты когда открыл?
- Этим занимаюсь давно, лет 28 наверняка, как пошел работать в моря. С тех пор все время что-то сочиняю. Пишу стихотворные поздравления родным и друзьям, а в годы работы в море был постоянным участником «капустников», каких-то веселых представленный, для которых писал тексты. Чаще это были иронические вещи с колкой сатирой, критикой недостатков. К слову говоря, за это однажды и пострадал - отказали в работе на судне. Молва пошла - кто конкретно насмешки про начальство сочиняет.
Вплотную написанием песен занялся в прошлом году. К осени у меня скопилось порядка 15 песен, и я начал думать: что же с ними делать, где исполнять? Хотелось быть услышанным … - Наверное, тогда и пришла мысль побывать на фестивале «Играй, гармонь»?
- Это было моей давней сокровенной мечтой, и осуществилась она летом этого года. Предварительно выслал на адрес передачи песню памяти Г. Заволокина. Записал ее достаточно примитивным образом, просто через веб-камеру. Причем не надеялся стать участником фестиваля, ведь песня исполнялась под гитару, а на этом музыкальном фестивале главный инструмент - гармонь. В сопроводительном письме написал: если песня понравится, возьмите в свой репертуар. Я даже не помышлял о счастье получить приглашение на программу. И какова же была моя радость, когда на сайте программы обнаружил адресованное мне приглашение! Сообщали, что песня понравилась, поблагодарили за память о Г. Заволокине и пригласили приехать в июле в г. Новосибирск для участия в фестивале. К тому времени уже была написана песня «Русская чудо-гармонь». За исполнение этих двух песен стал дипломантом конкурса. Предполагаю, что не дотянул до лауреата лишь потому, что исполнялись песни под гитару. - Тогда тебе непременно следует освоить игру на гармони, если думаешь продолжать песенное творчество в народном ключе.
- Этим как раз усиленно занимаюсь. Спасибо Михаилу Ребезову, мы познакомились на почве любви к песням под гармонь. Он мне предоставил во временное пользование свой инструмент. - О чем твои песни, как находишь темы для песенного творчества?
- Все мои песни абсолютно разные, в них мои мысли и переживания. Не побоюсь сказать, что все они со смыслом, песня держится на тексте. Сюжеты беру из жизни, из того, что нас окружает.
Есть песня памяти В. Высоцкого, тоже выстраданная личным отношением к этому человеку. Например, песня «Сердце матери» рассказывает о тревогах матерей, дети которых воюют в «горячих точка». Песня «Беда пришла» написана под воздействием сильных эмоций от трагедии на Фукусиме. «Единственная, ненаглядная», естественно, посвящена любимой жене Светлане. Ироничное содержание, но с социальным смыслом у песен «Реклама», «Ах, деньги, деньги», «Дорыбачились». - Ты пишешь песни только на свои тексты или используешь стихи других авторов?
- Стал использовать чужие стихи, когда познакомился с творчеством местного поэта Ивана Глапшуна. Из первого сборника выбрал три стиха, которые хочу переложить на песни. Одна песня на стихотворение Глапшуна «Не опоздайте к матерям» уже готова. - У тебя творческая натура, многогранные таланты. Как это соединяется с морской профессией? Не возникала мысль, что выбрал не свой профессиональный путь?
- В 80-ые годы рыбацкие, морские профессии были в моде. Тогда на плавбазах, пассажирских судах играли отличные оркестры. Первоначально устраивался на судно как музыкант, но как-то не сложилось. А я с детства очень люблю готовить. Любимое блюдо – борщи. Это увлечение и определило мою первую морскую профессию – выучился на судового кока. Здесь я нашел себя на несколько лет, работу совмещал с участием в художественной самодеятельности, плюс романтика морских походов – все это было безумно увлекательно, интересно. Потом была работа на суперсовременной плавбазе «Виктория», где японцы обучали нас осваивать технологию приготовления сурими, заготовок для изготовления крабовых палочек. Это дело меня так увлекало, что решил окончательно специализироваться по пищевой промышленности. Сначала окончил Хабаровский торговый техникум, потом немного поучился в Дальрыбвтузе, завершил технологическое образование окончанием Новосибирского университета потребкооперации.
Периодическая работа в море, напротив, дает больше времени заниматься творчеством. - Понятно, что песни – это для души. Какие творческие планы, к каким ступеням стремишься?
- Нужно бардовские песни шлифовать, потому что знатоки говорят, что они у меня не совсем бардовские. Уделить внимание эстрадным композициям. Хочется продолжать писать песни, причем не просто создавать тексты и мелодии к ним, наполнять их гармоничным звучанием. Этому еще нужно учиться. За уроки искренне благодарен Людмиле Сельбаковой, она дает профессиональные советы по музыкальной окраске песен. Еще хочу научиться мастерской игре на гармони, чтобы на следующем фестивале «Играй, гармонь» выступать под собственный аккомпанемент.
Словом, творить готов без устали, но и на хлеб насущный нужно зарабатывать…