Больше не бой помнится, а человек в бою С 1969 года месяц март вошел в историю нашей Родины трагической страницей. 54 года назад с 2 по 15 марта впервые после Великой Отечественной войны советская граница подверглась вооруженному нападению на дальневосточном острове Даманский. На льду реки Уссури воины Иманского (Дальнереченского) пограничного отряда первыми приняли бой.
Пройдет год, и в марте 2024-го о событиях 55-летней давности на острове Даманский будут много говорить и с телеэкранов, и в газетах, по весям и городам пройдут патриотические мероприятия. Сегодняшняя 54-я, не юбилейная, годовщина военного конфликта на дальневосточной границе России и Китая, на крошечном по сравнению с масштабами этих государств-гигантов островке Даманский – дата проходящая. Прошли митинги, легли цветы к мемориалам там, где есть захоронения даманцев, в нашем округе волонтеры молодежного центра провели акцию по уборке на могилах даманцев на поселковом кладбище, отдали почести их геройству…
Политики обеих сторон тему этих событий сегодня поднимают редко: живем-то мы по-соседски дружно, претензий по границам не имеем. Съезд КПК подтвердил позицию государства, что любой призыв к территориальному пересмотру границ считается в КНР преступлением и строго карается законом. Может, правда, вообще стоит предать эту тему забвению?
Но тогда надо многое предать. Например, назвать статью «Испытание огнем» в газете «Правда» за 22 марта 1969 года незабвенного приморского журналиста Юрия Мокеева, спецкора центральной газеты «Правда», идеологической картинкой. В мудрости и честности этого журналиста никто никогда не сомневался. В названной статье, которую он писал совместно с другим спецкором Юрием Апенченко, глубина происходящего заключена в следующих строках: «С наблюдательных пунктов докладывали о расположении огневых точек на китайском берегу. В штабном блиндаже наносили на карту обстановку… Все это складывалось в картину, согласно которой принимались решения, отдавались приказы. Картина эта составляет интерес прежде всего для военного специалиста. Но есть и лицо боя, открытое всем. Бой не только взаимодействие подразделений, концентрация огневых средств, не только маневр. Бой – это человек в бою».
О человеке в бою, его мыслях, поступках, поведении в экстремальных ситуациях и вел свой репортаж корреспондент Юрий Мокеев с места событий 15 марта 1969 года. Десятки фамилий рядовых бойцов и командиров назвал, придав их подвигу земное, невыдуманное, начало. Вот крошечный эпизод разборки боя. Кабинет полковника Б. В. Павлинова:
– Фатовенко, кто вам разрешил вчера ходить в атаку?
– Никак нет, товарищ полковник, наговаривают.
– Под пули лез?
– Никак нет. Мне сказали, раненого ведут. Я выдвинулся.
– Но там стреляли!
– Так везде же стреляли…
Диалог как будто списан с эпизода из «Белого солнца пустыни», только ведь фильм вышел позже, не подслушал его журналист в кино, взял из армейского дня нашего Бориса Яковлевича Фатовенко (уже ушедшего из жизни), тогда лейтенанта медицинской службы, который принимал и оказывал первую медицинскую помощь раненым пограничникам.
После Даманского Б. Я. Фатовенко много лет служил начальником медицинской службы в нашем Гродековском пограничном отряде. Медаль «За боевые заслуги» была для него очень дорогой наградой.
Герой Советского Союза генерал-майор Виталий Дмитриевич Бубенин в своей книге-воспоминании о событиях на Даманском сказал так: «Это уже история. Не нужно ее вспоминать каждый день, но и не надо забывать». Он имел ввиду, не забывать имена и подвиги тех ребят, кто погиб и кто остался в живых, пройдя в 20-25 лет испытание боевым огнем.
Из Пограничного района в событиях на Даманском участвовали десять человек, к сожалению, нынешнюю дату почтили только трое. Вот имена тех, кого уже нет с нами. Подполковник пограничных войск Анатолий Петрович Клыга в период событий в звании лейтенанта служил замполитом на заставе «Ильинка» Иманского погранотряда. В наградном листе к ордену Красной Звезды отмечено: «За личное участие в бою при защите государственной границы на о. Даманский». Во второй половине дня 15 марта, как отмечено в характеристике лейтенанта, ему было приказано дежурить на линии связи и докладывать Председателю правительства СССР А. Н. Косыгину о ходе боя.
Медалями «За боевые заслуги» были награждены еще двое наших земляков: старший лейтенант Михаил Алексеевич Бурдин, заместитель начальника 12-й заставы, и старший сержант начальник фотолаборатории Юрий Гаврилович Гладков. По-разному сложилась у них жизнь после службы, но добрый след в жизни района каждый из них оставил. А. Клыга хорошо рисовал, выставлял картины в залах музея, стал соавтором рисунка нынешнего герба района. М. Бурдин обладал сценическим талантом, много лет занимался в коллективе художественной самодеятельности. Ю. Гладков оставил после себя много фотографий с места событий на Даманском. По долгу службы он должен был фиксировать все, что происходило тогда. Юрию Гавриловичу приходилось работать в паре со знаменитым военным фотокорреспондентом Николаем Петровым, благодаря которому в основном и создана фотолетопись событий на острове Даманский.
Нет уже в живых Владимира Тимофеевича Рыжова, Владимира Алексеевича Губанова, Николая Максимовича Демянюка, но пока было возможно, они встречались со школьниками, с новобранцами, своими словами делились пережитым. Если говорить высоким слогом, то они крепили идейную связь поколений, хотя никогда сами этих слов не произносили, считая пережитый март 1969 служебным долгом солдата.
Таким же долгом считает свое участие в даманских событиях наш земляк из села Нестеровка Владимир Федотович Марченко. В 20 лет его призвали в армию. «Грудь была колесом от гордости», – вспоминает он сельские проводы на службу. А уж когда получил распределение в 13-й отдельный реактивный дивизион 135-й мотострелковой дивизии да в распоряжение офицеров, прошедших Великую Отечественную, гордости было выше головы. В боевом расчете, с которым молодой солдат был на Даманском, он числился при грозном оружии под № 3.
Первый залп «Градов» по противнику был дан в 11 часов утра. Первый залп, первый случай применения в бою ракетных установок «Град». Он и предопределил исход сражения, а для молодого солдата Марченко остался уроком на всю жизнь. Он не любит такую постановку вопроса: «Как вы воевали на острове Даманский?», а именно так вопрос этот звучит и от детей, и от взрослых при встречах на мероприятиях по случаю очередной даты событий. «Мы не воевали, мы Родину защищали», – поправляет он. Это свое убеждение не меняет, кто бы как те события не расценивал.
С сельчанином Владимиром Аксентьевичем Паратуй они на островных позициях не встретились, хотя один пробыл там до мая, а второй – двадцать дней апреля. Владимир Аксентьевич срочную службу проходил в Хабаровском крае на станции Лазо, водил транспортную машину. На Даманский его отправили прямо с полевых сборов. В памяти осталось то, как вели себя жители сел, когда колонна двигалась по их дорогам: в магазинах солдатикам бесплатно давали спички, сигареты, женщины выходили на дороги, давали молоко, хлеб, сладости. Прямо картинки хроники Великой Отечественной войны, а теперь вот дороги заблудшей Украины…
О том, что были на Даманском в одно время, парни узнали уже на гражданке, вместе участвовали в мероприятиях в клубе, в школе, ездили на встречи даманцев. Одна армейская судьба у них, связанная в один узел Даманским. Еще одному участнику даманских событий Геннадию Петровичу Рогову войну пришлось испытать в 22 года. Сейчас у каждого из наших живых ветеранов того военного конфликта возраст движется к 80 годам, и никто из них тех событий не забывает. Нам тем более не позволено предавать их память и их подвиг…
Еще один и тот же вопрос задают участники встреч даманцам: «А ради чего все это было? Остров-то мы отдали. Не обидно?» Кавалер ордена Красной Звезды полковник-пограничник А. Клыга на одной из встреч когда-то сказал так:
– Не помню фамилию, знаю только, что живет этот даманец в Красноярском крае, он почти дословно на подобный вопрос ответил: «Остров – отдали. Даманский – никогда! Даманский – это символ Доблести, Геройства, Мужества! Разве это отдается? Нет».
…Не бой стоит помнить, а человека в бою, о чем и написал 54 года назад Юрий Викторович Мокеев в своей статье «Испытание огнем».
Раиса Глапшун.
Фото предоставлено Р. Глапшун.
На снимке: В День памяти событий на Даманском Владимира Аксентьевича Паратуя (в центре), который находился на лечении в хирургическом отделении ЦРБ, проведали представители общественных организаций.