За мольбертом на лоне природы Традиционный для художественного отделения пленэр длится две недели. За это время 43 юных художника должны успеть сделать больше двух тысяч карандашных набросков и больше 400 этюдов в цвете.
По словам преподавателя художественного отделения О. Леонтьевой, пленэр подразумевает рисование на открытом воздухе. Каждое утро ребята усаживаются за мольберты и творят на лоне природы. Одно из излюбленных мест юных художников – парк им. Котельникова.
– В парке много разных деревьев, – рассказывает Олеся Николаевна Леонтьева. – А у каждого дерева своя крона. У березы она одна, у клена другая. Очень важно, чтобы дети смогли это прочувствовать и передать.
Пишут ребята также и объекты на центральной площади, здание военкомата, храм Успения Божией Матери. Стараемся несколько раз выбраться к бассейну, где дети пишут воду. Потом, когда занятия снова переносятся в класс, они вспоминают полученный опыт и творчески растут. Для того и организуется пленэр, чтобы ребята, обычно работающие в классе с натюрмортами, неживой природой, увидели природу живую. Рисуя на открытом воздухе, они знакомятся с перспективой и световоздушной средой, учатся у природы передавать игру света.
На пленэр подрастающие художники выходят с третьего класса, с ними работают все преподаватели художественного отделения ДШИ: А. Харламов, О. Леонтьева и О. Аксёнова. Задачи для учеников различаются по уровню сложности. Дети помладше пишут одуванчики, травку, листочки – начинают с простого. Ребята постарше рисуют, например, кустарники и уже уделяют некоторое внимание фону. А вот самые старшие занимаются многоплановыми работами, в которые включаются и элементы архитектуры. Занятия идут по четыре часа с пятнадцатиминутным перерывом. За это время ребята рисуют этюд в цвете и, в зависимости от класса, делают от 5 до 10 набросков. А если погода не балует солнечными деньками и пугает дождем, занятия переносятся в класс. Там дети пишут, например, собранные заранее букеты цветов.
– По окончании пленэра проводится итоговое собрание, – говорит Александр Константинович Харламов. – Отметка за пленэр – пятая часть всех отметок, накопленных за год.
Но подведение итогов для воспитанников художественного отделения не означает, что на время летних каникул задания для них закончатся.
– Художник должен постоянно практиковаться, – делится О. Леонтьева. – Если летом дети не притрагивались к карандашу или кисти, то в сентябре все начинается как будто с чистого листа. Поэтому на лето ребята получают задание на разные темы. Так, старшие пишут людей в движении, младшие – цветы. Если кто-то был на море, может написать море, тот, кто живет в частном доме, рисует то, что видит у себя в саду.