Пограничному - 119 лет В далеком Уссурийском крае, за тысячи верст от столицы империи, недалеко от русско-китайской границы затерялась казачья станица Гродеково. Вплоть до 1870-х годов на этом месте, как и на всей территории Гродековского станичного округа, стояли дремучие вековые леса да заросшие болота.
На территории Гродековского округа казаки и крестьяне поселились в 1879 г. В развилке рек Крепостная и Тахеяж (Нестеровка) появились шалаши, землянки и мазанки. В них обосновались семьи первых поселенцев. Сохранились их имена: Николай и Степан Матвеевичи Мрыхины, Апполон Степанович Мрыхин, Хрисанф Сысоевич Суезов, Влас Карпович Андреев, Иван Силантьевич Огрызков, Борис Поликарпович Богатырев и другие.
Ежегодно в Южно-Уссурийский край приезжали своекоштно (т. е. за свой счет) и за казенный счет морем и сушей из центральных областей России казаки и крестьяне. Ехали одиночки и семьями. Ехали с наде-ждой, что на Дальнем Востоке будут вольготно жить, получат большие наделы земли, выйдут из нужды.
Краевед Ю. Н. Осипов в старых изданиях газеты «Владивосток» нашел интересные факты. Вот, что писала газета «Владивосток» от 11 июня 1900 г., то есть накануне слияния двух поселков - Андреевского и Гродеково. Статья написана от лица простого обывателя.
«Перейдя реку Катаяш (прим. Такеяж, Нестеровка), он пришел в Андреевку. Проходя по переулку на главную улицу, он увидел столб, на нем прибитую доску, на которой написано: «мужских душ – 115, женских – 92, скота – 90, лошадей – 65, дворов – 33». Все-таки, думал, поселок основательный. Прожив два дня, узнал, что только 7 хозяев занимаются хлебопашеством. Прошедшим 28 мая дождем ни одна хата не спаслась от потопа, куда ни зайди – везде вода.
Весь поселок бегает за две версты в Гродеково на манзовский базар купить лука зеленого. Невольно приходишь к убеждению, что донские переселенцы для здешнего края совершенно излишни, кроме вреда, пользы не принесут, только подадут дурной пример другим.
Так, некто Дмитриев, взявший подряд по доставке дров в строительную компанию (Гродеково), снял под выпас покос для лошадей на покосах Андреевского общества. Поселок лишился покоса, а поэтому и сена.
Трудно поверить, что ни у одного домохозяина нет огорода хоть мало-мальски порядочного. Всякий основательный переселенец приобретает как скот, так и все необходимое для хозяйства. Андреевцы почти половину лошадей продали тому же подрядчику Дмитриеву. Они никогда не будут хлебопашцами. Огороды можно было бы сдавать корейцам и китайцам, если самим лень работать, чем пустовать.
Допустим, что речка заливает низины, но ведь за поселком прекрасный овал, где можно садить капусту, картофель, огурцы. Река в самом широком месте 4 сажени, в узких местах не более 2-х. Но андреевцы не могут привезти по бревну и построить мост. Как только прошел дождь хоть день, то попасть в Гродеково нельзя. Если разлив продолжается более 3-4 дней, то андреевцам остается находиться на пище Св. Антония».
Успешному развитию Гродеково содействовало строительство железной дороги. Оно началось в 1897 г. Инженером, сооружавшим дорогу, стал видный специалист железнодорожного строительства и знаток Дальнего Востока Н. С. Свиягин. «Сначала построены несколько бараков. Затем станция стала благоустраиваться».
Газета «Владивосток» (1899 г.) опубликовала статью, в которой говорилось: «Станция Гродеково – первая большая станция Никольско-Маньчжурской железной дороги. На ней выстроено для сдачи в эксплуатацию до 30 дворов. Все они деревянные, некоторые обложены кирпичом в 1-1,5 кирпича. Станция очень сдавлена, дома построены чересчур густо и очень малыми дворами. Есть небольшая больница, баня и гостиница с шестью номерами. При доме начальника участка есть небольшая оранжерея, выше линии эксплуатационных зданий до сих пор сохраняется большая временная теплица, служившая рассадником богатейших и роскошных цветов. Обсадка станции деревьями и кустами производилась еще с осени 1898 г., тогда там было только три земляных барака и ни одного постоянного здания. Станция Гродеково украшается многочисленными посадками. Она снабжена водопроводом и в большом количестве сортирами (туалетами). Ни школы, ни библиотеки на станции нет. Станционное здание готово, но не открыто. Станция будет открыта 1 января 1900 г.».