На пожелтевших страницах… В районном архиве можно узнать, как жили, чему радовались, о чем тужили
жители Приграничья в 19-20-х веках.
Совсем скоро районный архив будет передавать на государственное хранение в архив Приморского края старые метрические церковные книги за 1894-1922 гг. Большие, черные, в твердом переплете, они стоят на отдельной полке в архиве района, и архивариусом уже проведена их опись.
Все эти книги – единого образца, выдавались (о чем сделана пометка) Камчатской духовной консисторией «для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших». Заполнялись разделы от руки, чернилами, и почерк священнослужителей, особенно в сравнении с современными, кажется красивым, практически каллиграфическим. Но все равно порой разобрать его бывает трудно, ведь за прошедшие сто лет изменился даже алфавит: последняя крупная реформа русского языка в 1917-18 годах исключила несколько букв.
Сейчас в Приграничье хранится 111 церковных книг, в которых зафиксированы сведения о рождениях, смертях и бракосочетаниях местных жителей с 1894 года и по 1922 год. Следует отметить, что записи в метрических книгах велись о жителях округа только православного вероисповедания. Метрических записей о представителях других религиозных конфессий в архиве нет.
Как рассказала начальник районного архива М. Мирончук, в хранилище собраны метрические церковные книги из 10 церквей, в том числе из населенных пунктов, которых нынче уже нет на карте района.
Хранятся у нас книги Софье-Алексеевской церкви, Сергеевской, Нестеровской, Жариковской, Духовской, Гродековской, Барано-Оренбургской. А также церквей уже несуществующих населенных пунктов, например - Атамановской церкви. Поселок Атамановка был основан в Гродековском станичном округе в 1908 году, но просуществовал недолго. И Александровской церкви – поселка Александровского, основанного в 1909 году и также относившегося к Гродековскому станичному округу. Получается, что практически больше половины населенных пунктов имели храмы, и все они строились на средства населения.
Также пока хранятся в районном архиве и метрические книги Зеньковской церкви, куда относились село Зеньковка, деревня Кронштадтка и поселок Ново-Михайловский (сейчас это территория Спасского района).
Историки говорят, что большое внимание в хозяйствах уделялось огородничеству и садоводству. Казаки и крестьяне выращивали такие культуры, как картофель, капуста, помидоры, огурцы, лук, чеснок. Урожайность картофеля, зафиксированная в тогдашних сводках, составляла 243,9 пуда картошки с десятины земли, бывало, получали и по 342 пуда.
Распространено было пчеловодство. По данным 1913 года, в Гродековском округе была 81 пасека, всего ульев – 1893.
На полях возделывали пшеницу, рожь, гречиху, ячмень, лен, просо и овес. У соседей по региону перенимали опыт выращивания бахчевых, научились выращивать сою. Развито было животноводство, средние цифры по Приморью сообщают, что на одно хозяйство казаков и крестьян приходилось соответственно 5,1 и 5,9 рогатого скота, лошадей – 5,1 и 3,2, а свиней – 2,6 и 8,3 голов. Однако исследователи утверждают, что цифры могли бы быть и выше, но серьезным негативным фактором, тормозившим развитие животноводства, были крупные поставки скота и мяса из соседней Маньчжурии и даже Австралии.
На территории станицы в 1903 году было две мельницы: одна водяная, другая конная, церковь, шесть торговых и одно питейное заведений.
Но вернемся к метрическим книгам. Как известно из истории, решение об их ведении принималось еще Петром I, начиная с 1702 года, а окончательное установление обязательного ведения метрических книг в Российской империи было введено в 1722 году. Сначала книги заполнялись священнослужителями по своему разумению, но позднее было закреплено количество и названия граф в каждом из разделов метрической книги и достаточно суровое наказание за небрежность в ее ведении, ошибки, пропуск записей.
Первая часть метрической книги содержит сведения о родившихся, это самая большая часть во всех книгах. Из записей можно узнать о родителях новорожденных, их чине и сословии, о крестных малыша или о том, как называли наших предков.
Возьмем, к примеру, книгу Гродековской церкви за 1908 год. За этот год было сделано 273 записи о родившихся и крещенных в Гродековской церкви. Отдельно записывался день рождения, отдельно – день крещения. Разница между ними составляла обычно от одного до трех дней.
Из этого немалого даже по современным меркам количества – 273 – новорожденных ребятишек только шестеро родились вне брака, о чем делалась особая пометка. За год родилось и две пары близнецов – Анна с Марией и Павел с Григорием.
Самыми урожайными на малышей были такие месяцы, как март – 25 детей, июнь – 27, в августе и сентябре было по 26 ребятишек, а в ноябре 32. Меньше всего рождалось в январе и феврале, что связано с соблюдением Великого поста, его ограничений.
Самыми популярными были такие имена, как Петр, этим именем назвали 21 мальчика, Александр – 14, Михаил – 11, Николай – 10, Константин - 6.
Имена девочек также не совпадают с современной модой. Чаще называли малышек Анной – 13, Марией – 12, Клавдией – 10, Анастасией – 8, Наталией – 7, по 6 было в этот год Елизавет и Александр.
Если подсчитать, то особого разнообразия имен не наблюдалось, как мужских, так и женских имен в ходу было около пяти десятков.
По христианскому обычаю ребенку давали имя по святцам - в честь святого, в день памяти которого родился ребенок. В святцах по порядку указаны все имена канонизированных святых, одно имя может встречаться несколько раз, но каждая отдельная дата - это почитание разных святых. Поэтому в метрических книгах обычно указывалось, в честь какого святого назван ребенок.
В Гродековской книге за 1908 год с удивлением увидела необычную запись. Родившаяся в мае и крещенная 1 июня пятилетняя Анна Ф. исключена из списка православных. Причина (по указу Владивостокской духовной консистории от 1913 года ) – за переход в секту. Ребенок сам бы такое решение не принял, скорее всего, это вся семья совершила переход…
В разделе «О бракосочетавшихся» можно найти данные о дате заключения брака, фамилии, имени и отчестве, месте жительства, сословии, вероисповедании молодоженов и поручителей - свидетелей. В обязательном порядке указывалось, кто из священнослужителей совершал обряд.
В Гродековской церковной книге отмечено за 1908 год 44 свадьбы. А вот о разводах никаких данных ни в этой книге, ни в других нет.
Больше играли свадеб в холодные месяцы, а в теплые рождалось новых семей совсем немного. К примеру, в августе была сыграна одна свадьба, в декабре их вообще не было. А вот в январе обвенчались сразу 11 пар, в феврале – 8, ноябре – 6. По 4 свадьбы отмечено в мае, июле и октябре.
Умерло, по данным метрической книги Гродековской церкви, в 1908 году 120 человек. В отдельной графе записывалось, по какой причине оставил этот свет усопший. При регистрации смерти священнослужители сами определяли причину смерти и указывали её в метрической книге, в отдельных случаях даже подклеивались справки-подтверждения.
Так вот, из этого количества людей «по старчеству» ушли в мир иной только несколько человек. В нашем районе, который заселяли в основном переселенцы, пожилых было немного, большую часть умерших составляли дети.
Зимой, когда, казалось бы, царят суровые природные условия, умирало, в общем-то, немного. В январе покинуло этот свет двое, в феврале четверо, а в декабре шестеро, так же немного было похорон в марте – 7, апреле – 5. В мае, ноябре, октябре и сентябре умерло по 10 человек.
Встречаются в описаниях следующие причины: воспаление легких или почек, чахотка, малокровие, скарлатина. Встретился даже такой диагноз, как сибирская язва. Младенцы умирали от «врожденной слабости», а взрослые, случалось, от несчастного случая – от «смертельной раны». Иногда в графе стояло просто «убит». Но такие случаи криминальных смертей были единичны.
А вот летом смерть собирала обильную дань – от 15 до 23 человек ежемесячно. В теплое время года основной причиной смертей были дизентерия, воспаление кишок или просто понос. То есть те болезни, которые сейчас вылечиваются.
Церковные метрические книги – ценные источники информации о событиях прошлого, жизни предков. К этим источникам продолжают обращаться наши современники, чтобы составить свои родословные.
Такие генеалогические запросы районный архив исполняет ежегодно. Например, как рассказала М. Мирончук, в 2014 году запросов поступило 10, в 2015 – 8, а в 2016 – 11. А это говорит о том, что люди стремятся знать свою историю, историю своей семьи. И в этом им помогают старые книги с пожелтевшими страницами.
Справка "ВП" В районе первыми казачьими поселениями были поселки Нестеровка и Богуславка, образованные в 1879 г. В 1882 г. основан поселок Барано-Оренбургский, в 1883 г - с. Жариково, в 1888 г. - поселок Софье-Алексеевский, в 1899 г. - поселки Духовской, Сергеевский, Барабаш-Левада.
В июне 1900 года поселок Андреевский слился с поселком Гродековским и получил общее название – Гродековский. В 1901 году был создан Гродековский станичный округ. На 01.01.1903 г. в станице Гродековской было 123 двора, всего населения - 754 человека.
Дина Бушуева.
Фото автора.
На снимке: Заполнялись метрические книги от руки, красивым, почти каллиграфическим почерком.